4 класс Русский язык
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ступень обучения: начальное общее образование, 4 класс
Уровень: базовый
Учитель: Тупицина В.В.
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА.
Рабочая программа по русскому языку составлена с использованием нормативно-правовой базы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2004 г.;
• Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2004 г.;
• Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.;
• Программа для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. Русский язык. 1-4 классы. – М.: Дрофа, 2006 г.;
• Школьное положение о рабочей программе.
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имён существительных и имён прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных окончаний и личных окончаний.
Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.
Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии.
Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.
В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.
Курс программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007; авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» Т. Г. Рамзаевой, Москва, Дрофа, 2006; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений учащихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.
Согласно базисному учебному плану на изучение русского языка в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (170 ч в год).
Формы и средства контроля.
В рабочей программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды текущих и итоговых проверок: фронтальные и индивидуальные опросы, диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:
• контрольный диктант – 10;
• изложение – 16;
• сочинение – 6.
Примерный объём письменных работ:
• словарный диктант – 12-15 слов;
• контрольный диктант – 65-70 слов (I полугодие), 75-80 слов (конец года);
• тексты, предназначенные для изложения – на 15-20 слов больше по сравнению с диктантами.
Ниже приведена таблица проверочных работ для проверки сформированности знаний, умений и навыков школьников по четвертям и всего курса в целом.
Практическая часть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год
Контрольный диктант
3
2
3
2
10
Изложение 3 4 4 5 16
Сочинение 1 1 2 2 6
Содержание программы
1. Повторение изученного в 3 классе (22 ч)
Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова (обобщение правил правописания гласных и согласных в корнях слов).
Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные мягкий и твёрдый знаки (сопоставление).
Части речи. Роль имён существительных, имён прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имён существительных, имён прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении.
Правописание родовых окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы: что делаешь? что сделаешь?
2. Предложение (10 ч)
Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений без союзов и с союзами И, А, Но. Знаки препинания в простом распространённом и сложносочинённом предложениях (наблюдение).
Наблюдение за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).
3. Текст (4 ч)
Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.
4. Части речи. Имя существительное (48 ч)
Склонение имён существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, и 3-го склонения в единственном числе (кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.
Склонение имён существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, употреблять их в речи.
5. Части речи. Имя прилагательное (33 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имён прилагательных в мужском, среднем и женском роде в единственном числе. Связь имён прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).
Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имён прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на –ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе.
Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.
6. Части речи. Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдение). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
7. Части речи. Глагол (32 ч)
Особенности глагола как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределённой форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределённой форме с помощью вопросов.
Правописание суффиксов в глаголах в прошедшем времени. Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имён существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов.
8. Наречие. Имя числительное
Наречие – неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употреблений наречий в глагольных словосочетаниях. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о, -а.
Роль числительного в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях и их употребление в речи.
9. Развитие связной речи
Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.
Особенности построения устного ответа по учебному материалу.
10. Повторение изученного за год (12 ч)
Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
• изученные части речи и их признаки;
• признаки однородных членов предложения.
уметь:
• находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
• безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
• производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);
• производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);
• производить разбор слова как часть речи : начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных , начальная форма , род, падеж, число имен прилагательных; начальная ( неопределенная) форма, спряжение, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
• производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
• пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
• определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
• озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;
• составлять текст плана;
• распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;
• в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:
• писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
• писать сочинение повествовательного характера (обучающее);
• различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;
• распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
6. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать/понимать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
• изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
• распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
• производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
• интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
• определять тему и основную мысль текста;
• делить текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать связь между частями текста;
• устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарем (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
• полнота и правильность ответа;
• степень осознанности, понимания изученного;
• речевое оформление ответа.
• Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
«5» ставится, если ученик:
• обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
• обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
• излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
• излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
• не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
• излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
«2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценка грамматического задания.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.).
Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта).
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок.
Изложение, сочинение.
Критерии оценки:
• навыкам связной письменной речи дети только обучаются;
• эти навыки более сложные, чем орфографические, т. к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
В изложении, сочинении оценивается:
• содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
• построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
• построение предложений, соблюдение порядка слов;
• лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
• орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1-2 исправления.
«4» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
б) грамотность: допущены 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.
«3» – а) по содержанию и речевому оформлению: допущены отклонения от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; имеются речевые неточности; отпускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;
б) грамотность: допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
«2» – а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторской темы; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствует связь между ними; бедность словаря; более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность: допущено более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет русский язык
Класс 4
Учитель Тупицина В.В.
Количество часов всего: 170 , в неделю 5
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
Планирование составлено на основе ___________________________________
(указать документ)
1. Русский язык. 1-4 классы: программа для общеобразовательных учреждений/ Т. Г. Рамзаева. –М.: Дрофа, 2006.
2. Уроки русского языка в 4 классе. Первое/ Второе полугодие: Практическое пособие. Из опыта работы. Голубь В. Т. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006 г.
3. Учебник. Русский язык. 4 класс. В 2 ч.: учебник/ Т. Г. Рамзаева. – М.: Дрофа, 2008 г.
4. Русский язык. Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи: 4 класс. В 2 ч./ Т. Г. Рамзаева, Л. П. Савинкина. – М.: Дрофа, 2010 г.
5. Сборник упражнений по русскому языку для 4-го класса. Практикум для учащихся 4-х и 5-х классов. Шклярова Т. В. – Москва: Грамотей, 2010 г.
6. КИМы. Русский язык: 4 класс/ Сост. В. В. Никифорова. – М.: ВАКО, 2010 г.
7. Пишем сочинение по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет/ Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. – М.: Росткнига, 2010 г.
Для проверки качества усвоения знаний предусмотрено:
Диктантов-8
Сочинений-2
Контрольных списываний-4
Словарных диктантов-4
Количество слов в текстах предназначенных для контрольных диктантов: 1 полугодие-65-70 слов; 2 полугодие-80-85 слов.
Русский язык
1полугодие
№
урока Программный материал Всего часов Дата проведения Наглядные пособия и ТСО
по плану факти-ческий
1 Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. 1
2 Повторение: слово, предложение, текст. 1
3 Знаки препинания в предложении. 1
4 Главные и второстепенные члены предложения. 1
5 Связи в предложении. 1
6 Текст 1
7 Звуки, буквы, слог, ударение в словах 1
8 Состав слова. Роль каждой части слова в языке 1
9 Обобщение знаний о составе слова 1
10 Правописание гласных и согласных в корне слова 1
11 Упражнения в написании корня слова 1
12 Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными 1
13 Изложение « Медаль за отвагу» 1
14 Приставки и предлоги 1
15 Разделительные ъ и ь 1
16 Части речи. Имя существительное 1
17 Контрольный диктант №1 «Осенняя прогулка» 1
18 Склонение имён существительных 1
19 Имя прилагательное. Повторение 1
20 Глагол. Повторение 1
21 Изложение «Купание медвежат»
Однородные члены предложения 1
22 Однородные члены предложения. 1
23 Запятая в предложении с однородными членами без союзов. 1
24 Однородные члены предложения с союзами 1
25 Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но 1
26 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 1
27 Контрольный диктант №2 «Медвежонок» 1
28 Работа над ошибками 1
Текст
29 Тема и основная мысль текста 1
30 План текста. Изложение «Белый гусь» 1
Имя существительное
31 Склонение имён существительных. 1
32 Несклоняемые имена существительные 1
33 Именительный падеж имён существительных 1
34 Родительный падеж имён существительных 1
35 Дательный падеж имён существительных 1
36 Винительный падеж имён существительных 1
37 Творительный падеж имён существительных 1
38 Предложный падеж имён существительных 1
39 Именительный и винительный падежи 1
40 Винительный и предложный падежи 1
41 Контрольный диктант №3 «Журавли» 1
42 Изложение «Самая обыкновенная собака» 1
43 Три склонения имен существительных 1
44 Упражнение в определении склонений имен существительных 1
46 Склонение существительных в косвенных падежах 1
47 Ударные и безударные окончания имен существительных 1
48 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения 1
49 Правописание окончаний существительных в родительном падеже 1
50 Изложение «Спасенный сад» 1
51 Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже 1
52 Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах 1
53 Правописание окончаний существительных 1,3 склонения в родительном и дательном падежах 1
54 Контрольный диктант№4 «Дельфины –наши друзья» 1
55 Родительный и винительный падежи сущ-ых 1 и 2 склонения 1
56 Правописание безударных окончаний сущ – ых в творительном падеже 1
57 Правописание безударных окончаний сущ – ых в предложном падеже 1
58 Правописание окончаний сущ – ых в предложном падеже 1
59 Правописание безударных окончаний сущ – ых в родительном, дательном и предложном падежах 1
60 Правописание окончаний сущ – ых в родительном, дательном и предложном падежах 1
61 Правописание окончаний сущ – ых в родительном, дательном и предложном падежах 1
62 Множественное число имён сущ – ых. Именительный падеж мн.числа 1
63 Именительный и винительный падежи имён сущ – ых мн.числа 1
64 Родительный падеж имён существительных во мн. числе 1
65 Упражнения в правильном употреблении сущ-ых в род. падеже мн.числа 1
66 Дательный, творительный и предложный падежи имён сущ-ых во мн. числе 1
67 Упражнения в правописании окончаний имён сущ-ых во мн. числе 1
68 Контрольный диктант №5 «Доброе дело» 1
69 Работа над ошибками 1
Имя прилагательное
70 Имя прилагательное 1
71 Правописание родовых окончаний имён прилагательных (повторение) 1
72 Склонение имён прилагательных 1
73 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 1
74 Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода 1
75 Изложение «Две встречи» 1
76 Работа над ошибками 1
77 Развитие речи. Письмо 1
78 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода и 1
79 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода и 1
80 Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 1
81 Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода 1
82 Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода 1
83 Изложение текста-описания 1
84 Контрольный диктант №6 «Зимняя ночь в лесу» 1
85 Работа над ошибками 1
86 Склонение имён прилагательных женского рода 1
87 Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода 1
88 Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода 1
89 Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода 1
90 Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода 1
91 Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода 1
92 Сжатое изложение по готовому плану 1
93 Контрольное списывание №7 «Берёза у дороги» 1
94 Работа над ошибками 1
95 Склонение имён прилагательных во мн.числе 1
96 Именительный и винительный падежи мн. числа имён прилагательных 1
97 Родительный и предложный падежи мн.числа имён прилагательных 1
98 Дательный и творительный падежи имён прилагательных мн. числа 1
99 Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном 1
100 Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном 1
101 Контрольное изложение «Посылка» 1
102 Работа над ошибками 1
Местоимение
103 Понятие о местоимении 1
104 Местоимения 1, 2 и 3 лица 1
105 Правописание местоимений с предлогами 1
106 Правописание местоимений с предлогами 1
107 Правописание местоимений с предлогами 1
108 Изложение текста по картине В.Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1
109 Работа над ошибками. 1
110 Закрепление 1
Глагол
111 Глагол. Общее понятие 1
112 Изменение глаголов по временам 1
113 Изменение глаголов прошедшего времени 1
114 Неопределённая форма глагола 1
115 Неопределённая форма глагола 1
116 Неопределённая форма глагола 1
117 Контрольный диктант №9 «Жизнь спасена» 1
118 Изложение по самостоятельно составленному плану 1
119 Работа над ошибками 1
120 Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) 1
121 2 лицо глаголов ед.числа 1
122 2 лицо глаголов ед.числа 1
123 1 и 2 спряжение глаголов 1
124 1 и 2 спряжение глаголов 1
125 Будущее время глаголов 1
126 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 1
127 Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме 1
128 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени 1
129 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени 1
130 Контрольный диктант №10 «Весна в степи» 1
131 Сочинение (с элементами описания) по картине 1
132 Работа над ошибками 1
133 Глаголы- исключения 1
134 Глаголы- исключения 1
135 Краткое изложение 1
136 Работа над ошибками 1
137 Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов. 1
138 Изменение глаголов по временам 1
139 Обобщение знаний о глаголе 1
140 Сочинение 1
141 Изложение 1
142 Контрольный диктант №11 « На рыбной ловле» 1
143 Работа над ошибками 1
Повторение
144 Обобщение знаний о предложении 1
145 Обобщение знаний о предложении 1
146 Состав слова 1
147 Упражнения в написании корней слов 1
148 Части речи (обобщение) 1
149 Части речи (обобщение) 1
150 Части речи (обобщение) 1
151 Части речи (обобщение) 1
152 Части речи (обобщение) 1
153 Части речи (обобщение) 1
154 Итоговый контрольный диктант №12 «Белки» 1
155 Сочинение «Мой дневник» 1
156 Изложение «Маленький да удаленький» 1
157 Работа над ошибками 1
158 Повторение 1
159 Повторение 1
160 Повторение 1
161 Итоговый диктант за 4 класс 1
162 Работа над ошибками 1
163 Контрольное списывание « Дружи с книгой» 1
164 Повторение 1
165 Повторение 1
166 Повторение 1
167 Повторение 1
168 Свободный диктант 1
169 Урок КВН 1
170 Обобщающий урок 1
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:
Признаки изученных частей речи;
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Уметь:
Анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
Различать произношение и написание слов;
Находить способ проверки написания слов ( в том числе по словарю)
Без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-80 слов;
Создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации(диктант- текст-75-80 слов)
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
Адекватного восприятия звучащей речи(высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач)
Работы со словарями;
Соблюдение орфоэпических норм;
Создание в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.