Get Adobe Flash player

Олимпийские игры 2
Пробный экзамен 2014
Лагерь
Марафон-эстафета 2013 16
День Победы 7
Осенний кросс 2014 35

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край

Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Ступень обучения: начальное общее образование, 4 класс
Уровень: базовый
Учитель: Тупицина В. В.
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года

2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4 КЛАССА.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника, находить информацию в словарях.
Для реализации программного содержания используются:
- Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 4 класса. - М.: Просвещение,2009
- Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». - М.: Просвещение, 2008.
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное про¬изведение раскрывается во всей своей полноте и многогранно¬сти. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словес¬ному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмот¬ренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информаци¬онная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое содержание учеб¬ных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетическо¬го и литературоведческого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения млад¬ших школьников вошли преимущественно художественные тек¬сты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведе¬ния словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рожда¬ют чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жиз¬ни, формируют в ребенке собственное отношение к действитель¬ности. Этот принцип предполагает активное установление меж¬предметных связей с другими видами искусства.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенно¬стям начального этапа обучения реализуется при анализе худо¬жественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмыслива¬ется им как средство создания словесно-художественного обра¬за, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные сло¬ва и выражения. Литературоведческий принцип противопостав¬ляется лингвистическому анализу текста, имевшему место в на¬чальном обучении, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. («Лес прина¬крылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.) Работа над ху-дожественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной вырази¬тельности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое вы-ражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драмати¬ческие произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов про¬изведения, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея, художественная форма, композиция.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический прин¬цип изучения литературных произведений, характерный для кур¬са литературы в среднем и последующем звеньях школы, вво¬дится постепенно. Таким образом, литературное чтение в млад¬ших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Программа по чтению для младших школьников четко ори¬ентирована на формирование и развитие у учащихся речевых на¬выков, главным из которых является навык чтения. Задача уро¬ков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умствен¬ное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предпола¬гает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объеди¬нение слов в словосочетания и предложения, увеличение скоро¬сти (беглое чтение), на втором году обучения - постепенное вве¬дение чтения про себя, на третьем году обучения - наращива¬ние скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приема ми выразительного чтения, реша¬ют разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются пере носу прие¬мов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Кроме навыка чтения и традиционных для программ началь¬ной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который должен постепенно расширить читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, иг¬рах, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Ро¬дины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
При обучении чтению знания детей должны пополниться эле-ментарными сведениями литературоведческого характера: про¬стейшими сведениями об авторе - писателе, о теме читаемо¬го произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети полу¬чат первоначальные представления об изобразительно-вырази¬тельных возможностях языка (о «живописании словом», о мета¬форе, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкально¬сти стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чте¬ния является введение в ее содержание раздела «Опыт творче¬ской деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, кото¬рые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуаль¬ному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее на¬слаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Ха¬рактер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие автор¬скому тексту. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на ре¬шение следующих основных задач:
 развивать у детей способность полноценно воспринимать ху¬дожественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
 учить детей чувствовать и понимать образный язык художе-ственного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
 формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздаю¬щее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
 развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; .
 формировать потребность в постоянном чтении книг, разви-вать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
 обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные пред-ставления об окружающем мире и природе;
 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, при-общая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
 расширять кругозор детей через чтение книг различных жан¬ров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нрав-ственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
 обеспечивать развитие речи школьников и активно формиро¬вать навыки чтения и речевые умения;
 работать с различными типами текстов;
 создавать условия для формирования потребности в самосто¬ятельном чтении художественных произведений.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Содержание программного материала
Былины. Летописи. Жития
О былинах.
«Ильины три поездочки». Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (20 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пуш¬кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (49 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не¬ожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над поля¬ми...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Ба¬жов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Дра-гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паус¬товский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. 'Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Па¬устовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Ка¬бан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Руб¬цов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»;
3. А. В. Жигулин. «О, Родина! < В неярком блеске..'.»;
4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андер¬сен. «Русалочка»;, 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет литературное чтение
Класс 4
Учитель Тупицина В.В.
Количество часов всего: 102 , в неделю 3
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
Планирование составлено на основе ___________________________________
(указать документ)
Учебник 1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. / Составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М.: Просвещение, 2009г.
2. Поурочные разработки по литературному чтению: Метод. пособие к учеб. «Литературное чтение. 4 класс» ∕ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2008г.
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:

• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
• http://www.proshkolu.ru/
• http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
• http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
• http://www.nachalka.info/about/193/
• http://roditel.edu54.ru/node/16047
• http://www.uchportal.ru/load/47

Логика изложения и содержание авторской программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Чтение


урока Программный материал Всего часов Дата проведения Наглядные пособия и ТСО
Летописи.Былины.Жития (6часов)

1 И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда 1
2 «И вспомнил Олег коня своего» 1
3 «Ильины три поездочки» 1
4 «Ильины три поездочки» 1
5 «Житие Сергия Радонежского» 1
6 «Житие Сергия Радонежского»
Чудесный мир классики (17 часов)
1
7 П.П.Ершов «Конёк – горбунок» 1
8 П.П.Ершов «Конёк – горбунок» 1
9 П.П.Ершов «Конёк – горбунок» 1
10 А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора» 1
11 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1
12 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1
13 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1
14 М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» 1
15 «Ашик-кериб» 1
16 «Ашик-кериб» 1
17 «Ашик-кериб» 1
18 «Ашик-кериб» 1
19 Л.Н.Толстой «Детство» 1
20 «Как мужик камень с дороги убрал» 1
21 А.П.чехов «Мальчики» 1
22 А.П.чехов «Мальчики» 1
23 А.П.чехов «Мальчики»
Поэтическая тетрадь (11 часов)
1
24 Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» 1
25 «Как неожиданно и ярко» 1
26 А.А.Фет « Весенний дождь», «Ласточка» 1
27 Е.А.Баратынский «Весна.Весна» 1
28 «Где сладкий шёпот» 1
29 А.Н.Плещеев «Дети и птичка» 1
30 «В синем небе плывут над полями» 1
31 А.Н.Некрасов «Школьник» 1
32 «В зимние сумерки» 1
33 И.А.Бунин «Листопад» 1
34 Проверь себя. Обобщение.
Литературные сказки (14 часов)
1
35 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 1
36 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 1
37 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 1
38 В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1
39 В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» 1
40 П.П.Бажов «Серебряное копытце» 1
41 П.П.Бажов «Серебряное копытце» 1
42 П.П.Бажов «Серебряное копытце» 1
43 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 1
44 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 1
45 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» 1
46 Проверь себя Обобщение по разделу. 1
47 Тест.
«Делу время – потехе час»
1
48 Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени» 1
49 Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени» 1
50 Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени» 1
51 В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» 1
52 В.В.Голявкин «никакой я горчицы не ел» 1
53 Обобщающий урок.
Страна детства-6 часов
1
54 Б.С.Житков «Как я ловил человечков» 1
55 Б.С.Житков «Как я ловил человечков» 1
56 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1
57 К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 1
58 М.М.Зощенко «Ёлка» 1
59 Обобщение по разделу
Поэтическая тетрадь-4часа
1
60 В.Я.Брюсов Стихи 1
61 С.А.Есенин «Бабушкины сказки» 1
62 М.И.Цветаева Стихи 1
63 Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»
«Природа и мы» - 10 часов 1
64 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 1
65 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 1
66 А.И.Куприн «Барбос и Жулька» 1
67 А.И.Куприн «Барбос и Жулька» 1
68 М.М.Пришвин «Выскочка» 1
69 М.М.Пришвин «Выскочка» 1
70 Е.И.Чарушин «Кабан» 1
71 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 1
72 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 1
73 В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» 1
74 Конкурс знатоков «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь- 6часов
1
75 Б.Л.Пастернак «Золотая осень» 1
76 С.А.Клычков «Весна в лесу» 1
78 Д.Б.Кедрин «Бабье лето» 1
79 Н.М.Рубцов «Сентябрь» 1
80 С.А.Есенин «Лебёдушка» 1
81 Конкурс «Поэзии прекрасные страницы»
«Родина» - 4 часа
1
82 И.С.Никитин «Русь» 1
83 С.С.Дрожжин «Родине» 1
84 А.В.Жигулин « О, Родина!» 1
85 Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
Страна «Фантазии» -4 часа
1
86 Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» 1
87-88 Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» 1
89 К.Булычёв «Путешествие Алисы» 1
90 К.Булычёв «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература-12 часов
1
91 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» 1
92 Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» 1
93 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1
94 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1
95 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1
96 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1
97 Г.Х.Андерсен «Русалочка» 1
98 Марк Твен «Приключение Тома Сойера» 1
99 Марк Твен «Приключение Тома Сойера» 1
100 Марк Твен «Приключение Тома Сойера» 1
101 Сельма Лагерлеф «Святая ночь» 1
102 Сельма Лагерлеф «В Назарете» Обобщение по разделу 1

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать и понимать:

 Названия
 Основное содержание
 Их авторов

Уметь

 Различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация
 Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»(без учёта скорости)
 Определять тему и главную мысль произведения
 Пересказывать текст(объём не более 1,5 стр)
 Делить текст на смысловые части, составлять его план
 Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения
 Читать стихотворные произведения наизусть(по выбору)
 Приводить примеры фольклора(пословицы, поговорки, загадки)
 Различать жанры художественной литературы(сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 Самостоятельного чтения книг
 Высказывания оценочных сужений о прочитанном произведении
 Самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам
 Работы с разными источниками информации(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)

Наши проекты

Юридический адрес

658882
Российская Федерация
Алтайский край
Немецкий национальный район
с. Дегтярка
ул. Школьная 46
тел. 8(38539)29709
        8(38539)29521
 

Учредитель

Сейчас 8 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Календарь

altai

obr

akipkro

egeuni

razbor

npo

npo

npo

180х150

Официальный интернет-портал правовой информации

roskom

ege

 

Телефон доверия

8(3852) 29-18-81
(г. Барнаул)
единый телефон «горячей линии»
8-800-77-525-77
(звонок по краю бесплатный).