муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа »
Немецкий национальный район Алтайский край
«Рассмотрено»
на заседании МО
руководитетель МО________
Протокол от____
«__» _____2012 г. « Утверждаю»
на заседании педсовета
Председатель педсовета
Протоокл от
«__» ______________2011 г.
« Утверждаю»
Директор школы
____________________________________
Приказ от «__»_____2012 №
Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
3 класс
Ступень обучения :начальное общее образование
Уровень: базовый
Учитель: Г.Ф. Купавская
Согласовано
Зам. дир. по УВР_____
_______________
Приказ от _____2012г. №___
Пояснительная записка.
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе авторской программы Климанова Л. Ф, Горецкий В. Т., Голованова М. В и соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 года.
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 3 часов в неделю, 102 часа в год.
Основными разделами программы являются: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»», «Зарубежная литература».
Требования к ЗУН учащихся:
I. Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
1. Развитие навыков чтения:
Развитие навыков правильного, сознательного чтения в слух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрого понимания прочитанного.
Обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углублённое понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.
2. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения.
Совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
3. Требования к уровню сформированности навыка чтения.
Правильное, сознательное достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту.
4. Выработка умений работать с текстом.
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.
Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.
II. Обогащение и развитие опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.
2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.
3. Развитие умения выразить в словах свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.
4. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.
5. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.
6. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме¬ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи¬ческое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра¬вильности передачи основного содержания текс¬та, последовательности и полноте развития сюже¬та, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контроли¬рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан¬ров и особенностей, знание имен детских пи-сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на¬изусть или с листа. Осуществляется на матери¬але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве¬ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил¬люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти¬па «закончи предложение», «найди правиль¬ный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо¬дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове¬дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа¬нию незнакомые тексты. При выборе текста осу¬ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно¬сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по¬сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа¬ми. Для проверки учитель заготавливает инди¬видуальные карточки, которые получает каж-дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, пере¬становка, пропуски или добавления букв, сло¬гов, слов);
– неправильная постановка ударений (бо¬лее 2);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитан¬ного текста за установленное время чтения;
– неправильные ответы на вопросы по со¬держанию текста;
– неумение выделить основную мысль про¬читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос¬новного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последователь¬ности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовлен¬ного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте¬нии вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель¬ность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
• читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами
(малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), в темпе 60 - 70 слов в минуту;
• владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;
• осознанно читать про себя;
• определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;
• устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описываемые в тексте;
• пересказывать, прочитанное подробно и сжато;
• сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказки на основе прочитанного;
• самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком;
• самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
Учащиеся должны знать:
• фамилии 3 -4 (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
• знать наизусть 8-10 стихотворений.
1. Учебно-тематический план
№ Наименование раздела,
темы Всего
часов
1. «Самое великое чудо на свете 3ч
2. Устное народное творчество 9ч.
3. Поэтическая тетрадь 1 8ч
4. Великие русские писатели 16ч.
5. Поэтическая тетрадь 2 5ч
6. Литературные сказки 7ч.
7. Были-небылицы 9ч.
8. Поэтическая тетрадь 1 4ч
9. Люби живое 14ч
10. Поэтическая тетрадь 2 5ч
11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок 10ч
12. По страницам детских журналов «Мурзилка 5ч
13. Зарубежная литература 7ч.
3. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс Учебники
(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) Методические материалы Дидактические материалы Материалы для
контроля
1 2 3 4
3 Родная речь
3 класс, в 2-х ч.
М.В. Голованова
В.Г. Горецкий
Л.Ф.Климанова
Просвещение О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова Календарно-тематическое планирование для начальной школы. М.: «Астрель», 2003г.
Л.Ф.Климанова,
В.Г. Горецкий,
Методическое пособие к учебнику Родная речь 3 класс – М.: Просвещение, 2005г. 1.Портреты русских писателей,
2.Портреты детских писателей Тексты для контроля техники чтения
Календарно-тематическое планирование
Название раздела, количество часов, № урока Изучаемая тема Количест
во ча
сов Дата проведе
ния фактически Примечание
1. Раздел «Самое великое чудо на свете»
1. Инструктаж по технике безопасности. Рукописные книги Древней Руси.Выразительное чтение. 1
2. Первопечатник Иван ФедоровВыразительное чтение. 1
2. Раздел «Устное народное творчество»
9 часов
3. Русские народные песни. Небылицы.Докучные сказки 1
4-5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка. 2
6-7 Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка 2
8-9 «Сивка-бурка», русская народная сказка 2
10. Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»). Тест 1
3. Раздел «Поэтическая тетрадь 1»
8 час
11. Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза» 1
12. Ф.И. Тютчев «Листья» 1
13 А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой... 1
14 И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...» 1
15. И.С. Никитин «Встреча зимы» 1
16-1. И.З. Суриков «Детство» 1
18 И.З. Суриков «Зима» 1
19 Путешествие в Литературную страну. Тест 1
4. Раздел «Великие русские писатели»
16 часов
20. А.С. Пушкин «...За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало... », «В тот год осенняя погода...» 1
21. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер» 1
22-23 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» 3
24 И.А. Крылов «Мартышка и очки» наизусть 1
25. И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» 1
26. И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 1
27. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...» 1
28. М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень» 1
29 Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя) 1
30. Л.Н.Толстой «Акула» 1
31. Л.Н.Толстой «Прыжок» 1
32 Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль) 1
33. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» 1
34. Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). Тест 1
5. Раздел «Поэтическая тетрадь 2»
5 часов
35 Н.Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором...» 1
36. Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы 1
37. К.Д.Бальмонт «Золотое слово» 1
38. И.А.Бунин «Детство»,
«Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...» 1
39. Развивающий час (урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»). Тест 1
6. Раздел «Литературные сказки»
7 часов
40. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам» » 1
41. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» 1
42-43 В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница» 2
44-45 В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович» 2
46. Урок-КВН (обобщающий урок по I части учебника). 1
7. Раздел «Были-небылицы»
9 часов
47-48 М.Горький «Случай с Евсейкой» 2
49-51 К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» 3
52-54 А.И.Куприн «Слон» 3
55 Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Тест 1
8. Раздел «Поэтическая тетрадь 1»
4 часа
56 Саша Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон» 1
57. А.А.Блок «Ветхая избушка»,
«Сны», «Ворона» 1
58. С.А.Есенин «Черемуха» 1
59 Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1» 1
9. Раздел «Люби живое»
14 часов
60. М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний) 1
61-62 И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» 2
63-64 В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» 2
65-66 В.В.Бианки «Мышонок Пик» 2
67-69 Б.С.Житков «Про обезьянку» 3
70. В.Л.Дуров «Наша Жучка» 1
71 В.П.Астафьев «Капалуха» 1
72 В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» 1
73 Урок-конференция «Земля - наш дом родной». Тест 1
10. Раздел «Поэтическая тетрадь 2 »
5 часов
74 С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной» 1
75. А.Л.Барто «Разлука», «В театре» 1
76 С.В.Михалков «Если» наизусть отрывок 1
77. Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» 1
78 «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Тест 1
11. Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
10 часов 79 Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». 1
80-82 А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» 3
83 М.М.Зощенко «Золотые слова» 1
84. М.М.Зощенко «Великие путешественники» 1
85. Н.Н.Носов «Федина задача» 1
86. Н.Н.Носов «Телефон» 1
87. В.П.Драгунский «Друг детства»
1
88. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
1
12. Раздел «По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»
5 часов
89. Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» 1
90-91 Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» 2
92 Р.Сеф «Веселые стихи» 1
93.-94 Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест 2
13. Раздел «Зарубеж
ная литература»
7 часов
95-97. «Храбрый Персей» (древнегреческий миф) 3
98-101. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» 4
102. Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Тест 1
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
1. Учебник: Климанова Л. Ф, Горецкий В. Т., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс. – М.: Просвещение, 2007.
2. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения».
3 класс. – М.: Просвещение,