муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа » муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа »
Немецкий национальный район
Алтайский край
«Рассмотрено»
на заседании МО
руководитетель МО________
Протокол от____
«__» _____2012 г. « Утверждаю»
на заседании педсовета
Председатель педсовета
Протоокл от
«__» ______________2011 г.
« Утверждаю»
Директор школы
____________________________________
Приказ от «__»_____2012 №
Рабочая программа
по ознакомлению с окружающим миром
3 класс
Ступень обучения :начальное общее образование
Уровень: базовый
Учитель: Г.Ф. Купавская
Согласовано
Зам дир по УВР _________2012г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, обязательным минимумом Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Окружающий мир / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2008г., БУП ОУ 2004 г.; методическими рекомендациями: Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас»: 3 класс. Пособие для учителя ∕ А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2004г.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлено на :
- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
- воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.
Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
o умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
o коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
o общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)
Формы организации работы при изучении курса мир вокруг нас разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды работ и контроля: экскурсии, практические работы, тесты, проверочные работы.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю и составляет 70 часов в год.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся к концу 3 класса должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в при¬роде;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бакте¬рии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри жи¬вой природы (между растениями и животными, между различны¬ми животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие лю¬дей на природу, меры по охране природы, правила личного по¬ведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила - -- противопожарной безопасности, осно¬вы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сель¬ского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, ос¬новы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны за¬рубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-опреде¬лителя; различать наиболее распространенные в данной местно¬сти растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновы¬вать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказы¬вать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обра¬щаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Календарно – тематическое планирование.
Предмет: Ознакомление с окружающим миром
Класс: 3
Учитель: Галина Фёдоровна Купавская
Количество часов всего: 68 , в неделю: 2.
Планирование составлено на основе авторской программы А.А. Плешакова.
Учебник: Плешаков А.А. мир вокруг нас. М.: Просвещение,2008 г.
На изучение предмета отводится 68 часов в учебный год, в том числе:
Виды контроля I II III IV Год
Тесты 1 2 3 2 8
Самостоятельная работа 1 1 1 2 5
№
п\п Тема урока Кол-во часов Дата проведения примечания
План Факт
1 Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Разнообразие природы 1
2 Человек. Разумное существо 1
3 Общество 1
4 Мир глазами эколога 1
5 Природа в опасности. Охрана природы 1
6
Тела, вещества, частицы 1
7 Безопасное поведение на дорогах 1
8 Разнообразие веществ 1
9 Воздух и его охрана. Состав, свойства 1
10 Вода и жизнь. Превращения
и круговорот воды 1
11
Берегите воду 1
12 Как разрушаются камни 1
13 Что такое
почва 1
14 Разнообразие растений 1
15 Солнце, растения и мы с вами 1
16 Изучаем ПДД,предупреждаем ДТП 1
17
Размножение
и развитие растений 1
18 Охрана
растений 1
19 Разнообразие животных 1
20 Кто что ест. Цепи питания 1
21 Невидимая сеть и невидимые пирамиды 1
22 Размножение
и развитие
животных 1
23
Птицы и звери 1
24 Охрана
животных 1
25 В царстве
грибов 1
26 Безопасная зебра (ПДД) 1
27 Великий
круговорот жизни 1
28
Организм
человека 1
29 Как мы воспринимаем окружающий мир 1
30 Надежная защита организма 1
31 Опора тела
и движение 1
32 Наше питание 1
33 О дыхании,
о движении крови 1
34
Закаляй свой организм 1
35 Здоровый образ жизни. Обобщение 1
36-37 Огонь, вода
и газ 2
38 Чтобы путь был счастливым 1
39-40 Дорожные
знаки 2
41
Опасные места 1
42-43 О молниях, змеях, собаках и прочем 2
44-45 Экологическая безопасность 2
46 Для чего нужна экономика? 1
47 Три кита экономики* 1
48-49 Полезные ископаемые 2
50 Растениевод-
ство 1
51 Животноводство 1
52-53 Какая бывает промышленность? 2
54
Что такое деньги? 1
55 Государственный бюджет 1
56 Семейный бюджет 1
57 Экономика
и экология 1
58 Обобщение. Чему учит экономика 1
59-60 Золотое кольцо России 2
61 Наши ближайшие соседи* 1
62 На севере
Европы 1
63 Что такое Бенилюкс?* 1
64 В центре
Европы 1
65
Путешествие по Франции
и Великобритании 1
66 На юге Европы 1
67 По знаменитым местам мира* 1
68 Обобщение. Путешествие по городам
и странам 1
Методическое обеспечение.
Предмет Класс Количество часов Программа Учебник
Ознакомление с окружающим миром 3 2 Школа России Плешаков А.А. мир вокруг нас. М.: Просвещение,2008 г.