муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа »
Немецкий национальный район
Алтайский край
«Рассмотрено»
на заседании МО
руководитетель МО________
Протокол от____
«__» _____2012 г. « Утверждаю»
на заседании педсовета
Председатель педсовета
Протоокл от
«__» ______________2011 г.
« Утверждаю»
Директор школы
____________________________________
Приказ от «__»_____2012 №
Рабочая программа
по математике
3 класс
Ступень обучения :начальное общее образование
Уровень: базовый
Учитель: Г.Ф. Купавская
Согласовано
Зам дир по УВР _________2012г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по математике создана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва 2004г.), в соответствии с базисным планом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной федеральной программы начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Основные содержательные линии
В программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Важнейшей особенностью курса является то, что рассматриваемые в нем основные понятия раскрываются на системе соответствующих задач. Задачи подобраны и расположены с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сравнения и противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
В программу включены элементы алгебраической пропедевтики, которые позволяют повысить уровень формируемых обобщений, способствуют развитию абстрактного мышления у учащихся.
Задачи:
уделить значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений;
доступное детям обобщение учебного материала;
понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов;
осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями;
раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
постоянное использование сопоставления, сравнения, противопоставлению связанных между собой понятий, действий и задач;
выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Примерное распределение учебного материала
Часть I. Числа от 1 до 100.
Табличное умножение и деление (52 ч.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.)
Решение подбором уравнений.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг, Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Нахождение доли числа и числа по его доле.
Внетабличное умножение и деление. (27 ч.)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Часть II. Числа от 1 до 1000.
Нумерация (12 ч.)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия (34 ч.)
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единица массы: грамм. Соотношение грамма и килограмма.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние).
Решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Контроль над выполнением практической
части программы:
Практическая часть 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть За год
Контрольная работа 3 3 3 2 11
Арифметичеcкий диктант 1 1 2 1 5
Самостоятельная работа 1 1 1 1 4
Проверочная работа 1 - 1 1 3
Тест 1.«Умножение и деление»
2. «Табличное умножение и деление на 4-7» 1.«Единицы площади» 1.«Внетаблич-ное деление»
2.«Нумерация 1.»Сложение и вы-читание»
2. Итоговый тест
за 3 класс 7
№п/п Название разделов Количество часов
1.
Часть I. Числа от 1 до 100
Табличное умножение и деление
79
52
2. Внетабличное умножение и деление 27
3. Часть II. Числа от 1 до 1000.
Нумерация 57
12
4. Арифметические действия 34
5. Итоговое повторение 11
Итого:
136
Календарно – тематическое планирование уроков .
Предмет –математика
Класс - 3
Учитель: Г. Ф. Купавская
Количество часов всего: 136ч., в неделю: 4 часа
1 полугодие –61 час
2 полугодие – 70 час+5ч (резерв.)
(всего контрольных за год – 11 работ; тестов по темам – 7)
1 четверть – 3 работы;
2 четверть – 3 работы;
3 четверть – 3 работы;
4 четверть - 2 работы;
Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва 2004г.), в соответствии с базисным планом 2006г
по учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И Волковой, С.В. Степановой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Название темы Кол-во часов Примеч. Дата
проведения фактически
Числа от 1 до 100(продолжение)
Сложение и вычитание 79
10
1. Повторение знаний о сложении и вычитании. 1
2. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток 1
3. Выражение с переменной. 1
4. Решение уравнений вида: х + 20 = 36, 50 + х =72 1
5-6. Решение уравнений вида: х – 20 = 31, 74 – х = 8 Самостоятельная работа 2
7. Обозначение геометрических фигур буквами 1
8 Решение задач 1
9. Закрепление вычислительных навыков 1
10. Входная контрольная работа №1 1
11. Табличное умножение и деление
Работа над ошибками. Умножение. Задачи на умножение 52
1
12. Связь между компонентами и результатом умножения 1
13. Четные и нечетные числа 1
14. Таблица умножения и деления на 3 1
15. Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Закрепление решения задач на умножение 1
16. Контрольная работа №2 по теме: «Умножение. Задачи на умножение» 1
17-19. Работа над ошибками. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками 3
20. Решение задач 1
21. Таблица умножения и деления на 4 1
22. Закрепление таблицы умножения на 4
Арифметический диктант 1
23-24. Задачи на увеличение числа в несколько раз 2
25-26. Задачи на уменьшение числа в несколько раз 2
27. Таблицы умножения и деления с числом 5
Проверочная работа «Решение задач» 1
28-29. Задачи на сравнение чисел с помощью деления (кратное сравнение) 2
30. Задачи на кратное сравнение 1
31. Закрепление вычислительных навыков 1
32. Контрольная работа №3 по теме «Порядок действий» 1
33. Работа над ошибками. Таблицы умножения и деления с числом 6. 1
2.
Закрепление умений решать составные задачи.
Таблицы умножения и деления с числом 7 1
3. Закрепление изученного материала.
Площадь. Единицы площади 1
4. Квадратный сантиметр
1
5. Площадь прямоугольника 1
6. Тест «Единицы площади»
Таблицы умножения и деления с числом 8 1
7. Решение задач. Самостоятельная работа 1
8. Таблицы умножения и деления с числом 9 1
9. Единица площади – квадратный дециметр 1
10. Закрепление. Сводная таблица умножения 1
11. Контрольная работа №4 по теме:»Табличное
умножение» 1
12. Работа над ошибками. Решение задач 1
13. Единица площади – квадратный метр. Тест 1
14-15. Решение задач 2
16. Работа над ошибками. Умножение на 1 1
17. Умножение на 0. Арифметический диктант 1
18. Случаи деления вида 6:6, 6:1 1
19. Деление нуля на число 1
20. Решение задач. 1
21. Контрольная работа №5 по теме: «Площадь. Единицы площади» 1
22. Работа над ошибками. Доли 1
23. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) 1
24. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле 1
25. Работа над ошибками.
Единицы времени – год, месяц, сутки 1
26. Решение задач. 1
27.
Итоговая контрольная работа №6
(за I полугодие) 1
28. Работа над ошибками. Закрепление. 1
Внетабличное умножение и деление
27
1. Приемы умножения и деления для случаев вида
20 х3, 3х20, 60:3 1
2. Приемы деления для случаев вида 80:20 1
3. Умножение суммы на число
Арифметический диктант 1
4-5. Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23 2
6. Решение задач на нахождение четвертого пропорционального 1
7.
Решение задач.
1
8-9. Деление суммы на число. 2
10. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 1
11. Связь между числами при делении 1
12. Проверка деления. Проверочная работа 1
13. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 :22 1
14. Проверка умножения 1
15-16. Решение уравнений . Тест 2
17. Решение задач 1
18. Контрольная работа №7 по теме:»Внетабличное умножение и деление» 1
19-21. Работа над ошибками. Деление с остатком 3
22. Приемы нахождения частного и остатка 1
23. Задачи на деление с остатком.
Арифметический диктант 1
24. Случаи деления, когда делитель больше делимого 1
25. Проверка деления с остатком. Самостоятельная работа 1
26. Решение задач 1
27. Контрольная работа №8 по теме: «Деление с остатком» 1
Числа от 1 до 1000. 57
Нумерация 12
28-30. Устная нумерация в пределах 1000 3
31. Письменная нумерация в пределах 1000 1
32. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз 1
33-35. Письменная нумерация в пределах 1000 3
36. Обозначение чисел римскими цифрами 1
37. Единицы массы. Грамм 1
38. Закрепление умений решать задачи 1
39.
Контрольная работа №9 по теме:»Решение задач» 1
40. Работа над ошибками. Устная и письменная нумерация в пределах 1000. 1
Сложение и вычитание
1-2. Приемы устных вычислений 2
3-4. Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Арифметический диктант 2
5. Приемы письменных вычислений 1
6. Письменное сложение трехзначных чисел 1
7. Приемы письменного вычитания в пределах 1000 1
8. Виды треугольников (по сторонам) 1
9. Решение задач 1
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 14
11-12. Работа над ошибками. Приемы устного умножения в пределах 1000 2
13-14 Приемы устного умножения в пределах 1000 2
15-17. Приемы письменного умножения в пределах 1000 3
18-19. Приемы письменного деления в пределах 1000 2
20. Повторение приемов письменного деления в пределах 1000. 1
21. Закрепление вычислительных навыков.
Проверочная работа 1
22. Работа над ошибками. Проверка деления 1
23. Решение задач. 1
24. Решение уравнений 1
25. Решение уравнений 1
Повторение основных вопросов из пройденного 11
26-27. Нумерация чисел в пределах 1000 2
27-29. Сложение и вычитание в пределах 1000
Самостоятельная работа 2
30. Умножение и деление в пределах 1000 1
31. Повторение. Решение уравнений. 1
32. Итоговая контрольная работа №11 1
33. Работа над ошибками. Повторение.
Геометрические фигуры и величины 1
34. Повторение. Решение задач 1
35. Повторение. Задания на смекалку. 1
36. Урок - КВН 1
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
• названия и последовательность чисел до 1000;
• названия компонентов и результатов умножения и деления;
• таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие им случаи деления;
• правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
К концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
• выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
• выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
• выполнять проверку вычислений;
• вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
• решать задачи в 1-3 действия;
• находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата)
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
• Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., и др. Математика.3 класс. В 2-х частях.- М.; Просвещение, 2004-2008г.г.
• Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике. 3 класс. В 2-х частях – М,; Просвещение, 2009 г
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1-4. Часть 1. Москва, изд-во «Просвещение» 2001 год.
2. Поурочные разработки по математике. 3 класс, Т.Ю.Целоусова, О.В.Казакова Новое издание в 2-х частях + тетради к учебному комплекту М.И.Моро, Сборник текстовых задач (авт. М.В.Беденко), О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина, Москва «ВАКО» 2005.
3. 2 Контрольные работы в начальной школе 1-4. С.И.Волкова, И.С.Ордынкина. Изд-во «Лицей», 2003г.
4. Нестандартные задачи по математике во 3 классе (авт. Г.Г.Левитас). Москва «Илекса», 2004.
5. Праздник числа. Занимательная математика для детей. В.Волина. Изд-во «Знание»; Москва, 1994
6. Мастерская учителя. Занимательные материалы. И.Г.Сухин, Изд-во «ВАКО», Москва, 2005.
7. Задания развивающего характера по математике. Саратов, ОАО. Изд-во «Лицей», 2003.
8. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Москва. Изд-во «Айрис-пресс», 2008
8. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля (Математика. 3 класс. / Баталова В.К. – М.; «Интеллект-Центр», 2009 год) составлен в соответствии с государственной программой основной общеобразовательной школы по математике. Тесты даны в 4-х вариантах.