муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа »
Немецкий национальный район
Алтайский край
«Рассмотрено»
на заседании МО
руководитель МО_______________
Протокол от____
«__» _____2012 г. « Утверждаю»
на заседании педсовета
Председатель педсовета
Протоокл от
«__» ______________2011 г.
«Утверждено»
Директор школы
____________________________________
Приказ от «__»_____2012 №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « Изобразительное искусство»
Ступень обучения :начальное общее образование,3 класс
Уровень: базовый
Учитель: Г.Ф. Согласовано
Зам дир по УВР _______________
_________2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству с учётом авторской программы по изобразительному искусству автора- доктора педагогических наук В. С. Кузина, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
На изучение образовательного компонента выделяется 1 час в неделю, поэтому программа рассчитана на 34 часа в год .
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Рабочая программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка,
-формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
-ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание любви и интереса к искусству.
Особенность программы в том, что в её основу положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает их интересы, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно – эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельных разделов «Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры» и «Восприятие произведений искусства» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно – творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно и прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей – чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, окружающий мир, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:
1 четверть «И снова осень к нм пришла»;
2 четверть «В мире сказок»;
3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;
4 четверть «В каждом рисунке – солнце».
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
рисование с натуры (рисунок, живопись) – 10 часов;
рисование на темы - 7 часов;
декоративная работа – 7 часов;
лепка – 3 часа;
аппликация – 3 часа;
беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Календарно – тематическое планирование уроков .
Предмет – изобразительное искусство
Класс - 3
Учитель: Г. Ф. Купавская
Количество часов всего: 34, в неделю: 1
Планирование составлено на основе авторской программы В. С. Кузина, Э. И. Ку¬бышкиной «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2007) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Учебник: Кузин В. С, Кубышкина Э. И - Учебник 3 класс. - М.: Дрофа, 2008
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства
№ урока Тема урока Кол-во
часов провед
По плану фактич
I четверть «Мы рисуем осень» - 8ч \
1 Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование по памяти «Прощаемся с тёплым летом.» 1
2 Осенние листья сложной формы (работа в карандаше). 1
3 Осенние листья сложной формы (работа в цвете). 1
4 Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в карандаше). 1
5 Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в цвете). 1
6 Дары осеннего сада и огорода.
1
7 Мы осенью готовимся к зиме. 1
8 Сказка в произведениях русских художников. 1
II четверть. «В мире сказок» - 8ч
9 Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше).
1
10 Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете). 1
11 Игрушка «Золотая рыбка». 1
12 В сказочном подводном царстве (работа в карандаше).
1
13 В сказочном подводном царстве (работа в цвете). 1
14 Сказочный букет. 1
15 Готовим наряд для сказочной елки (работа в карандаше). 1
16 Готовим наряд для сказочной елки (работа в цвете). 1
III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч
17 Труд людей зимой. 1
18 Городские и сельские стройки. 1
19 Орудия труда человека. 1
20 Весёлые игрушки. 1
21 Весёлые игрушки (практическая работа). 1
22 Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в карандаше). 1
23 Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в цвете).
1
24 Домашние животные (работа в карандаше). 1
25 Домашние животные (работа в цвете). 1
26 Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 1
IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 7ч
27 Полет на другую планету (работа в карандаше). 1
28 Полет на другую планету (работа в цвете). 1
29 Ветка вербы. 1
30 Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше). 1
31 Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете). 1
32 Весна в произведениях русских художников. 1
33-34 Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше). 2
:
Учебно-методическое обеспечение
Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2006. – 125 с.
Кузин В. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство, 3 кл.
Список дополнительной литературы:
1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М., 1993.
2. Алексеев С.С. О цветах и красках. М.: Искусство, 1962.
3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.
4. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1976.
5. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. – М.,1992.
6. 50 биографий мастеров русского искусства. – Л., 1970.
7. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. М.,1970.
8. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество для детей. М., 1965.
9. Хворостов А. С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М., 1981.
10. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М., 1979.
11. яблонская В. А. Оборудование кабинета рисования и основ композиции. М.: Высш.шк., 1983.