муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по технологии
Ступень обучения: начальное общее образование, 2б класс
Уровень: базовый
Учитель: Серова А.Н
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.И Роговцева, С.В. Анащенкова, Концепции и программы для начальных классов.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии во 2 классе отводится 34 ч (34 учебные недели).
Содержание курса
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником (1ч)
Человек и земля(23 ч)
Земледелие « Выращивание лука», Посуда «Корзина с цветами», «Семейка с грибами на поляне», «Игрушка из теста», Проект «Праздничный стол», Народные промыслы «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Лошадка», «Курочка из крупы», Проект «Деревянный двор», Строительство, В доме«Домовой», «Русская печь», Народный костюм «Русская красавица», «Кошелек».
Человек и вода(3ч)
Рыболовство. Композиция «Золотая рыбка», «Аквариум», «Русалка».
Человек и воздух (3ч)
«Птица счастья», «Ветряная мельница», «Флюгер».
Человек и информация(3ч)
Книгопечатание. «Книжка - ширма», Поиск информации в Интернете. « Ищем информацию в интернете».
Заключительный урок(1ч)
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
o воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
o называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
o организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
o с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
o с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
o соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
o различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
o при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
o объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
o определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
o называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
o осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
o положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
o ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
o интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
o представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
o основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
o этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
o потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
o представления о значении проектной деятельности.
o интерес к конструктивной деятельности;
o простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
o этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
o ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
o способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
o представление о себе как о гражданине России;
o бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
o уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
o эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
o потребность в творческой деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
o принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
o дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
o изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
o проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
o осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
o контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
o проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
o проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
o выделять познавательную задачу из практического задания;
o воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
o находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
o высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
o проводить защиту проекта по заданному плану;
o использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
o проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
o анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
o находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
o выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
o проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
o находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
o читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
o слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
o уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
o выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
o формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
o проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
o соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
o приводя аргументы «за» и «против»;
o учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
o вести диалог на заданную тему;
o использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• "5" ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• "4" ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• "3" ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет Технология
Класс 2б
Учитель Серова А.Н.
Количество часов всего: 34 , в неделю 1
Планирование составлено на основе авторской программы Н.И Роговцева, С.В. Анащенкова.
Учебник . Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Учебник: 2 классМ.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс.
№п\п Тема уроков Кол-во часов. Дата проведения Примечание
По плану
фактически
1. Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.
1ч
Человек и земля(23 ч)
2. Земледелие « Выращивание лука» 1ч
Посуда(4ч)
3. «Корзина с цветами» 1ч
4. «Семейка с грибами на поляне» 1ч
5. «Игрушка из теста» 1ч
6. Проект «Праздничный стол» 1ч
Народные промыслы (5ч)
7. «Золотая хохлома» 1ч
8. «Городецкая роспись» 1ч
9. «Дымковская игрушка» 1ч
10. «Матрешка» 1ч
11. Пейзаж «Деревня» 1ч
Домашние животные(3ч)
12. «Лошадка» 1ч
13. «Курочка из крупы» 1ч
14. Проект «Деревянный двор» 1ч
Новый год (1ч)
15. «Новогодняя маска» 1ч
Строительство(1ч)
16. «Изба» 1ч
В доме(4ч)
17. «Домовой» 1ч
18. «Русская печь» 1ч
19. «Коврик» 1ч
20. «Стол и Скамья» 1ч
Народный костюм (4ч)
21. «Русская красавица» 1ч
22. «Костюмы для Ани и Вани» 1ч
23. «Кошелек» 1ч
24. «Тамбурные Стежки», «Салфетка» 1ч
Человек и вода(3ч)
Рыболовство(3ч)
25. Композиция «Золотая рыбка» 1ч
26. «Аквариум» 1ч
27. «Русалка» 1ч
Человек и воздух (3ч)
Птица счастья(1ч)
28 «Птица счастья» 1ч
Использование ветра (2ч)
29. «Ветряная мельница» 1ч
30. «Флюгер» 1ч
Человек и информация(3ч)
Книгопечатание(1ч)
31 «Книжка - ширма» 1ч
Поиск информации в Интернете(2ч)
32. « Ищем информацию в интернете» 1ч
33. « Ищем информацию в интернете» 1ч
Заключительный урок(1ч)
34. Выставка и презентация изделий 1ч
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Книгопечатная продукция
Программа «Технология 1-4»
Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Учебник: 2 класс.
В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения.
Рабочие тетради
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс.
Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации.
Методические пособия для учителя:
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс.
«Технологические карты»
Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации.
Печатные пособия
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть"
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева,
Соответствует содержанию учебника.
В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов.