Get Adobe Flash player

Кабинет № 5 Физика Информатика и ИКТ 8
Школьный музей 34
Кабинет химии 2
Мисс Весна 2014 3
90-летие школы 5
Лагерь

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по русскому языку

Ступень обучения: начальное общее образование, 2 б класс

Уровень: базовый

Учитель: Серова А.Н.

Согласовано
Зам дир. по УВР
____________ 2012 года

2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуника¬тивных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятель¬ности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме¬нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече¬вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от¬ношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Во 2 классе на уроки русского языка отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предмета.

СОДЕРЖАНИЕ
170 часов
Наша речь (3 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (12 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова... (18 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (58 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.
Повторение (16 ч)

Планируемые результаты
Личностные результаты
• развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
• осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
• положительное отношение к языковой деятельности;
• заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
• представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
• принимать и сохранять цель и учебную задачу;
• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
• составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения
Коммуникативные УУД
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
• формулировать собственное мнение и аргументировать его;
• работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
• воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления.

Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
• строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
• составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
• определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
• определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
• определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й'];
• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
• определять ударный и безударные слоги в слове;
• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
• использовать знание алфавита при работе со словарями;
• определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
• иметь представление о синонимах и антонимах;
• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
• подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
• наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
• распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
• определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
• находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
• находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
• подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
• выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
• различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
• различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
• устанавливать связи слов между словами в предложении;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
• находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
• раздельное написание слов в предложении;
• написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
• отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
• разделительный мягкий знак (ь);
• знаки препинания конца предложения (. ? !);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней труд¬ности с расчетом на возможность их выполне¬ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик¬танта). Текст не должен иметь слова на не изу¬ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце¬лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи¬телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк¬туре, различны по цели высказывания и состо¬ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви¬дов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесооб¬разно предложить дополнительное задание по¬вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред¬ложения, устанавливать части текста, выписы¬вать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагают¬ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со¬держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь¬зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма про¬верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– нарушение правил написания слов, вклю¬чая грубые случаи пропуска, перестановки, за¬мены и вставки лишних букв в словах;
– неправильное написание слов, не регули¬руемых правилами, круг которых очерчен про¬граммой каждого класса (слова с непроверяе¬мыми написаниями);
– отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю¬щие смысл произведения;
– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав¬торском тексте;
– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
– неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
– незначительные нарушения логики собы¬тий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в пер¬вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск-лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ¬ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен¬ку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обра¬тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су¬щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст¬вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
• «5» – за работу, в которой нет ошибок.
• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
• «5» – без ошибок.
• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
• «5» – без ошибок.
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
• «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение
• «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от авторско¬го текста, допущены отдельные нарушения в по¬следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо¬графических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от автор¬ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
• «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще¬но 1—2 исправления.
• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
• «3» – имеются некоторые отступления от темы, до¬пущены отдельные нарушения в последователь¬ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред¬ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
• «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе¬ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель¬ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю¬щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет Русский язык
Класс 2б
Учитель Серова А.Н.
Количество часов всего: 170 , в неделю 5
Плановых контрольных диктантов 4, обучающих сочинений – 6, изложений – 4, проверочных диктантов – 5, словарных диктантов – 2, контрольных списываний - 2
Планирование составлено на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н.,...
Учебник Русский язык 2 кл, 1,2 ч., М., «Просвещение» 2011г
Дополнительная литература Ситникова Т.Н., И.Ф. Яценко, Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. Москва «ВАКО» 2012г.

№п\п Тема уроков Кол-во часов. Дата проведения Примечание

Наша речь(3ч)
Виды речи (2ч
план факт
1 Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1
2 Характеристика человека по его речи. 1
Диалог и монолог(1ч)
3 Речь диалогическая и монологическая. 1
Текст (4ч)
Текст (2ч)
4 Что такое текст? Признаки текста. 1
5 Тема и главная мысль текста. Заглавие. 1
Части текста (2ч)
6 Построение текста 1
7 Составление рассказа по рисунку. 1
Предложение (12ч)
Предложение (3ч)
8 Что такое предложение? 1
9 Логическое ударение в предложении. 1
10 Знаки препинания предложения. Контрольное списывание. 1
Члены предложения (9ч)
11 Главные члены предложения. 1
12 Второстепенные члены предложения. 1
13 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 1
14 Распространенные и нераспространенные предложения. 1
15 Связь слов в предложении. 1
16 Обучающее сочинение по картине И.С Остроухова «Золотая осень» 1 Сочине ние
17 Анализ сочинений. 1
18 Проверочная работа. « Слово и предложение» 1 Проверочная работа
19 Работа над ошибками. 1
Слова, слова, слова...(18ч)
Слово и его значение (4ч)
20 Что такое лексическое значение слова? 1
21 Что такое лексическое значение слова? 1
22 Однозначные и многозначные слова. 1
23 Прямое и переносное значение многозначных слов. 1
Синонимы и антонимы (4ч)
24 Что такое синонимы? 1
25 Что такое антонимы? 1
26 Обучающее изложение. 1 Изложение.
27 Контрольный диктант «Повторяем то, что знаем» 1 Контрольный диктант
Однокоренные слова (4ч)
28 Родственные (однокоренные) слова. 1
29 Корень слова (первое представление). 1
30 Выделение корня в однокоренных словах. 1
31 Единообразное написание корня в однокоренных словах. 1
Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)
32 Какие бываю слоги? 1
33 Как определить ударный слог? 1
34 Ударение. 1
35 Словообразующая функция слова. Перенос слов по слогам. 1
36 Проверочная работа за 1 четверть 1 Проверочная работа
37 Сочинение по серии картинок. 1 сочинение
Знаки и буквы (59ч)
Звуки и буквы (1ч)
38 Различие звуков и букв. 1
Русский алфавит, или Азбука (3ч)
39 Значение алфавита. 1
40 Развитие речи. Сочинение по картине З.Г Серебряковой «За обедом» 1 сочинение
41 Повторение. Проверочная работа «Алфавит. Звуки и буквы» 1 Проверочная работа
Гласные звуки (2ч)
42 Признаки гласного звука. Словарный диктант. 1
43 Буквы, обозначающие гласные звуки. Запись ответов на вопросы к тексту. 1
44 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч)
45 Как определить гласные звуки? 1
46 Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? 1
47 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1
48 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1
49 Особенности проверяемых и проверочных слов. 1
50 Правописание слов с непроизносимыми безударными гласными в корне. 1
51 Правописание слов с непроизносимыми безударными гласными в корне. 1
52 Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. 1
53 Слова с непроверяемой безударной буквой безударного гласного звука. 1
54 Обучающее сочинение по картине С.А Тутунова «Зима пришла. Детство» 1 Обучающее сочинение
55 Проверочный диктант « Гласные и согласные звуки и буквы» 1 Проверочный диктант
56 Работа над ошибками. 1
57 Закрепление. Правописание слов с безударными гласными в корне. 1
58 Закрепление. Правописание слов с безударными гласными в корне. 1
Согласные звуки (1ч)
59 Признаки согласных звуков. Восстановление деформированного текста. 1
Согласный звук [Й] и буква «и краткое» (1)
60 Согласный звук [Й] и буква «и краткое». 1
Слова с удвоенными согласными (2ч)
61 Произношение и написание слов с удвоенными согласными. 1
62 Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси» 1 сочинение
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч)
63 Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 1
64 Как обозначить мягкость согласных звуков на письме? 1
Мягкий знак (3ч)
65 Правописание ь в конце и в середине слова. Перед другими согласными. 1
66 Правописание ь в конце и в середине слова. Перед другими согласными. Работа с текстом 1
67 Контрольный диктант за 2 четверть
Проект «Пишем письмо» 1 Контрольный диктант
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)
68 Буквосочетание чк. чн. чт. щн. нч. Обучающее изложение. 1 изложение
69 Ниши проекты. Рифмы. Правописание сочетаний чк. чн. чт. щн. нч 1
70 . Правописание сочетаний чк. чн. чт. щн. нч. Словарный диктант. 1 Словарный диктант
71 Проверочный диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 1 Проверочный диктант
72 Буквосочетание ча-ща, чу-щу, жи-ши 1
73 Буквосочетание ча-ща, чу-щу, жи-ши 1
74 Работа с предложением и текстом 1
75 Работа с предложением и текстом 1
Звонкие и глухие согласные (1ч)
76 Звонкие и глухие согласные и их обозначение буквами 1
Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласными на конце слова и перед согласным (14ч)
77 Как отличить звонкие согласные от глухих? 1
78 Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. 1
79 Проверка парных согласных в корне слова. 1
80 Проверка парных согласных в корне слова. 1
81 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. 1
82 Проверка парных согласных. Изложение Повествовательного текста. 1
83 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1
84 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1
85 Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1
86 Определение орфограммы в словах. 1
87 Правописание слов с парными согласными. 1
88 Изложение. 1 изложение
89 Проверка парных согласных 1
90 Обобщение изученного материала. 1
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч)
91 Правописание гласных и согласных в корне слова. 1
92 Проверочный диктант « Правописание слов с парными согласными»
1 Проверочный диктант
Разделительный мягкий знак (4ч)
93 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1
94 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1
95 Контрольное списывание. 1 Контрольное списывание
96 Проверочная работа. Составление устного рассказа по серии картинок. 1 Проверочная работа
Части речи(56ч)
Части речи (2ч)
97 Что такое части речи? 1
98 Что такое части речи? 1
Имя существительное - 19ч
Имя существительное как часть речи (3ч)
99 Что такое имя существительное? 1
100 Что такое имя существительное? 1
101 Значение имён существительных. 1
Одушевленные и неодушевленные имена существительные (4ч)
102 Одушевленные имена существительные. 1
103 Неодушевленные имена существительные. 1
104 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 1
105 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 1
Собственные и нарицательные имена существительные (5ч)
106 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. 1
107 Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. 1
108 Заглавная буква в именах сказочных героев, в названия книг, журналов и газет. 1
109 Заглавная буква в написании кличек животных. Обучающее изложение. 1 изложение
110 Заглавная буква в географических названиях. Проверочная работа. «Правописание заглавной буквы в словах» 1 Проверочная работа
Число (2ч)
111 Единственное и множественное число имен существительных. 1
112 Единственное и множественное число имен существительных. 1
Обобщение значений об имени существительном(5ч)
113 Обобщение значений об имени существительном 1
114 Обобщение значений об имени существительном 1
115 Проверочный диктант « Имя существительное» 1 Проверочный диктант
116 Работа над ошибками
Проверочная работа « имя существительное» 1 Проверочная работа
117 Работа над ошибками 1
Глагол - 12ч
Глагол как часть речи (4ч)
118 Что такое глагол? 1
119 Синтаксическая функция глагола в предложении. 1
120 Синтаксическая функция глагола в предложении. 1
121 Обучающее сочинение по картине А.К. Саврасов «Грачи прилетели» 1 сочинение
Число глаголов (2ч)
122 Единственное и множественное число глаголов. 1
123 Единственное и множественное число глаголов. Словарный диктант. 1
Правописание частицы НЕ с глаголами (1ч)
124 Правописание частицы НЕ с глаголами 1
Обобщение знаний о глаголе (2ч)
125 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1
126 Восстановление текста с нарушением порядка предложений 1
Текст – повествование и роль в нем глаголов (3ч)
127 Понятие о тексте - повествовании 1
128 Роль глаголов в тексте повествовании. Составление текста – повествования. 1
129 Повторение. Проверочная работа « Глагол» 1 Проверочная работа
Имя прилагательное – 13ч
Имя прилагательное как часть речи (6ч)
130 Что такое имя прилагательное? 1
131 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1
132 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1
133 Значение мен прилагательных. 1
134 Прилагательные близкие и противоположные по значению. 1
135 Прилагательные близкие и противоположные по значению. 1
Единственное и множественное число имен прилагательных (2ч)
136 Единственное и множественное число имен прилагательных. 1
137 Единственное и множественное число имен прилагательных. 1
Обобщение знаний об имени прилагательном (2ч)
138 Обобщение знаний об имени прилагательном. 1
139 Проверочная работа « Имя прилагательное» 1 Провер. работа
Текст – описание и роль в нем имени прилагательных (3ч)
140 Что такое текст – описание? 1
141 Роль имен прилагательных в тексте – описании. 1
142 Сочинение по картине Ф.Г. Толстого «Букет цветов» 1 сочинение
Местоимение - 5ч
Местоимение (личное) как часть речи (2ч)
143 Что такое местоимение. Общее представление. 1
144 Что такое местоимение. 1
145 Редактирование текста 1
Текст – рассуждение (2ч)
146 Что такое текст – рассуждение 1
147 Проверочная работа « Местоимение» 1 Провер. работа
Предлоги (7ч)
148 Общее понятие о предлоге. 1
149 Роль предлогов в речи. 1
150 Раздельно написание предлогов с именами существительными. 1
151 Восстановление текста 1
152 Проверочная работа. 1
153 Проект. В словари за частями речи. 1
154 Контрольный диктант « Повторение изученного во 2 классе» 1 Контр. диктант
Повторение (16ч)
155 Повторение по теме «Текст» 1
156 Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» 1
157 Повторение по теме «Предложение». Словарный диктант. 1 Слов. диктант
158 Повторение по теме «Предложение». 1
159 Повторение по теме «Слово и его значение» 1
160 Повторение по теме «Слово и его значение» 1
161 Повторение по теме «Части речи» 1
162 Повторение по теме «Части речи» 1
163 Повторение по теме «Звуки и буквы» 1
164 Повторение по теме «Звуки и буквы» 1
165 Контрольный диктант (годовой) 1 Контр диктант
166 Контрольное списывание. 1 Контр. списыв
167 Работа над ошибками. 1
168 Повторение и закрепление 1
169 Повторение и закрепление 1
170 Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс 1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

2

3

4
5

6

7
УЧЕБНИК
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Часть 1,2.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ (Русский язык)
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 2 класс. Часть 1,2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Русский язык
Ситникова Т.Н., И.Ф. Яценко, Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. Москва «ВАКО» 2012г.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс / Сост. Синякова В.А– М.: ВАКО, 2012.
Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.

3. Технические средства обучения
8
9
10
11 Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.

Наши проекты

Юридический адрес

658882
Российская Федерация
Алтайский край
Немецкий национальный район
с. Дегтярка
ул. Школьная 46
тел. 8(38539)29709
        8(38539)29521
 

Учредитель

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Календарь

altai

obr

akipkro

egeuni

razbor

npo

npo

npo

180х150

Официальный интернет-портал правовой информации

roskom

ege

 

Телефон доверия

8(3852) 29-18-81
(г. Барнаул)
единый телефон «горячей линии»
8-800-77-525-77
(звонок по краю бесплатный).