Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по изобразительному искусству
Ступень обучения: начальное общее образование, 2 а класс
Уровень: базовый
Учитель: Н.Ю. Сумцова
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяева, А.С. Питерских.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ, ПРИОБЩЕНИЕ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ, ОВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ НАСЛЕДИЕМ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДОСТИГАЕТ ЭТОЙ ЦЕЛИ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМАМ САМОГО ИСКУССТВА. В СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ВХОДЯТ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
- ОВЛАДЕНИЕ УЧ-СЯ ЗНАНИЯМИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОСНОВ РИСУНКА: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА, ЛЕПКИ, АППЛИКАЦИИ.
- РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ, ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 ч в неделю, в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов - 34 .
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Планируемые результаты изучения предмета во 2 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно¬шение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 КЛАСС
1. Чем и как работает художник (8 часов)
Основная задача – познакомить учащихся с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги. Формирование первичных живописных навыков.
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).
Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии.
Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и выдавливания. Основные работы с бумагой, путем сгибания, разгибания, склеивания.
Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы.
2. Реальность и фантазия (7 часов)
Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдателем. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни человека. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы.
Красота и смысл природных конструкций – сот пчел, головки мака, и форм подводного мира. Мастер Постройки учится у природа и показывает возможности фантазии человека в создании природа.
Взаимодействие трех видов художественной деятельности.
3. О чем говорит искусство (11 часов)
Это центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие темы подводят к ней.
Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается не строится просто так, только ради искусности. Братья – Мастера, т.е. искусств выражает человеческие чувства и мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого и что украшают. Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать важнейшим открытием.
Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
4. Как говорит искусство (8 часов)
Знакомство со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.
Цвет и его эмоциональное восприятие человека. Деление цветов на теплые и холодные. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков цвета. Выразительные возможности цинний. Элементарные знания о композиции. Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
знать/понимать
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России;
• ведущие художественные музеи России
уметь
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан, Саврасов А. К.*, И. Е. Репин*, В. И. Суриков*, В. А. Серов*, И. И. Шишкин*);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок
VII. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗО
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет изобразительное искусство
Класс 2а
Учитель Н.Ю.Сумцова
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Планирование составлено на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А. Горяева, А.С.Питерских «Просвещение»2011
Учебник Б. М. Неменский, Е.И. Коротеева «Искусство и ты.»Учебник для 1-4 класса. – М.: Просвещение
№п\п Тема уроков Кол-во часов Дата проведения Примечание
по плану по факту
«Как и чем работает художник» (8ч)
1 Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». 1
2 Белые и черные краски. «Радуга на грозовом небе». 1
3 Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес». 1
4 Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций. 1
5 Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». 1
6 Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные». 1
7 Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. 1
8 Неожиданный материал. Изображение ночного праздничного города 1
«Реальности фантазии» (7ч)
9 Изображение и реальность. Изображение любимого животного 1
10 Изображение и фантазия. «Сказочная птица». 1
11 Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. 1
12 Украшение и фантазия. «Кружева». 1
13 Постройка и реальность.
Моделирование форм подводного мира. 1
14 Постройка и фантазия. «Город фантазия».
1
15 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек. 1
«О чем говорит искусство» (11ч)
16 Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных состояний природы 1
17 Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». 1
18 Выражение характера человека в изображении женский образ. 1
19 Выражение характера человека в изображении мужской образ. Добрые и злые герои сказок 1
20-21 Образ человека и его характер, выраженный в объёме. Создание сказочных героев 2
22 Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения». 1
23 Выражение намерений человека через украшения. 1
24-25 Образ здания. Создание образа сказочных построек 2
26 В изображении, украшении и постройки человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. 1
«Как говорит искусство» (8ч)
27 Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи». 1
28 Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета «Весенняя земля». 1
29 Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенний ручей» 1
30 Характер линий. «Дерево» 1
31 Ритм пятен как средство выражения. «Птицы». 1
32 Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы». 1
33 Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. «Весна». 1
34 Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». 1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
1 2 4
1. Книгопечатная продукция
1 Учебники по изобразительному искусству Б. М. Неменский, Е.И. Коротеева Искусство и ты. Учебник для 1-4 класса. – М.: Просвещение.
2 Рабочие тетради Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 (2) класса. – М.: Просвещение
3
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)
1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
4 Учебно-наглядные пособия
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф
2. Технические средства обучения (ТСО)
5 Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
6 Экран (на штативе или навесной) Минимальные размеры 1,25х 1,25