муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по ___________________________________________________
Ступень обучения: начальное общее образование, 1 класс
Уровень: базовый
Учитель: Е.В. Вальте
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.И Роговцева, С.В. Анащенкова, Концепции и программы для начальных классов.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
III. МЕСТО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч ; 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч – в 2,3,4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
№п\п Название раздела 1 класс
(кол-во часов)
1 Давайте познакомимся 4
2 Человек и земля 20
3 Человек и вода 3
4 Человек и воздух 3
5 Человек и информация 3
ИТОГО 33
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш¬него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего вре¬мени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и кор¬ректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотруд-ничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замыс¬ла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в со¬вместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самооб¬служивания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого из¬делия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование эле¬ментарных физических, механических и технологических свойств матери¬алов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художествен- ными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рацио¬нального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необ-ходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка дета¬лей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, гео¬метрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических за¬дач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, про¬стейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бы¬товых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, об¬работки информации. Включение и выключение компьютера и подклю¬чаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устрой¬ствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), гото¬выми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схе¬ма, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на прин¬тер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общекультурные и общетрудовые компетенции
Основы культуры труда
Обучающийся научится:
• воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
• называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
• организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
• соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
• различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
• проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
• объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
• уважительно относится к труду людей;
• определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
• организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
• отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
• анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
• узнавать и называть основные материалы и их свойства(см. Таблицу 1).
Таблица 1
Материал Планируемые результаты
Бумага и картон • называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина);
• определять при помощи учителя виды бумаги и картона;
• классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая);
• сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность);
• выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия
Текстильные и волокнистые материалы • определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу;
• определять свойства ткани (сминаемость, прочность);
• определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные
Природные материалы • называть свойства природных материалов;
• сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности
Пластичные материалы • называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски);
• сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет)
Конструктор • определять детали конструктора
• узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств
(см. Таблицу 2).
Таблица 2
Материал Планируемые результаты
Бумага и картон • выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывания по контуру;
• размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке;
• соблюдать правила экономного расходования бумаги;
• составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование);
• выполнять изделия на основе техники оригами;
• изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;
• использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу;
• использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон;
• выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру
Ткани и нитки • отмерять длину нити;
• выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью;
• использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;
• выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;
• выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;
• создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии;
• использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера;
• расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;
• пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)
Природные материалы • применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;
• использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе;
• оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью;
• выполнять изделия с использованием различных природных материалов;
• выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина
Пластичные материалы • использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки;
• использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей;
• выполнять рельефную аппликацию из пластилина;
• использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой;
• использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска;
• использовать пластилин для декорировании изделий
Конструктор • использовать приёмы работы завинчивание и отвинчивание;
• выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла
Растения, уход за растениями • уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии;
• осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя;
• проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян;
• наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями
• использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
• чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
• использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;
• использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
• использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
• применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
• оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
• выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
• анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
• изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
• изменять вид конструкции.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
• понимать информацию, представленную в разных формах;
• наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
• выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
• работать со «Словарём юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать значение компьютера для получения информации;
• различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
• наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
• соблюдать правила работы на компьютере;
• находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Обучающийся научится:
• составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
• распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
• первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
• ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
• развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
• применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
• соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
• составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
• осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
• контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
• оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
• работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
• воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Обучающийся научится:
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
• использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
• выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
• высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
• проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
• сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
• выделять информацию из текстов учебника;
• использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
• использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
• слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
• выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
• выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:
• приводить аргументы и объяснять свой выбор;
• вести диалог на заданную тему;
• соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будет сформировано:
• положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
• бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
• представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
• представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
• представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
• представление об основных правилах и нормах поведения;
• умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
• представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
• стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
• этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
• эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
• потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
VI. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет __технология______
Класс __1_________________
Учитель _Е.В. Вальтер________________
Количество часов всего: _33___, в неделю __1___
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
Планирование составлено на основе программы «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова._________________________________
Учебник 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс.
Дополнительная литература________ Роговцева Н.И., Богданова, .В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс._________________________
№п\п Тема уроков Кол-во часов Дата проведения Примечание
По плану По факту
«Давайте познакомимся» 4 часа
1 Как работать с учебником. Я и мои друзья 1
2 Материалы и инструменты.
Организация рабочего места. 1
3 Что такое технология. 1
4 Природный материал. 1
«Человек и земля» 20 час
5-6 Пластилин. 2
7-8 Растения. Проект «Осенний урожай». 2
9-10 Бумага. 2
11 Насекомые. 1
12 Дикие животные. 1
13 Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». 1
14 Домашние животные. 1
15 Такие разные дома. 1
16-17 Посуда. 2
18 Свет в доме. 1
19 Мебель. 1
20 Одежда. Ткань. Нитки. 1
21-23 Учимся шить. 2
24 Передвижение по земле. 1
«Человек и вода» 3 часа
25 Вода в жизни человека.
Вода в жизни растений. 1
26 Питьевая вода. 1
27 Передвижение по воде.
Проект: «Речной флот» 1
«Человек и воздух» 3 часа
28 Использование ветра. 1
29 Полёт птиц. 1
30 Полёты человека. 1
«Человек и информация» 3 часа
31 Способы общения. 1
32 Важные телефонные номера. Правила движения. 1
33 Компьютер. 1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Книгопечатная продукция
Программа «Технология 1-4»
Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебники
1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 1 класс.
В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал.
Рабочие тетради
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс.
Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации.
Методические пособия для учителя:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 1 класс.
Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации.
Печатные пособия
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть"
Информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику «Технология»1 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина, О. А. Петрова, М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева,
Соответствует содержанию учебника.
В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей – методистов.