4 класс Ознакомление с окружающим миром
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Ступень обучения: начальное общее образование, 4 класс
Уровень: базовый
Учитель: Тупицина В.В.
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Окружающий мир» для 4 класса.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ (Москва 2006) в соответствии с требования Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004).
Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе рассчитано на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 68 часов в год.
Автор учебника «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков. Учебник имеет гриф «Рекомендовано» и «Допущено»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1 - 4 классах четырехлетней начальной школы. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетные задачи курса:
• сформировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
• развить чувства сопричастности к жизни природы и общества;
• сформировать личностные качества культурного человека - доброту, терпимость, ответственность;
• воспитать любовь к своему городу (селу), к своей Родине;
• сформировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
• развить интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
В рабочую программу внесены изменения на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.10.2009 №427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Подраздел «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» дополнить абзацем следующего содержания: «Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)»;
• в подразделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу»: в позицию «знать/понимать дополнить абзацем следующего содержания: «Правила и безопасность дорожного движения (в части , касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)»;
• в позицию «уметь» дополнить абзацем следующего содержания: « Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части , касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)».
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
• Идея многообразия мира.
• Идея экологической целостности мира.
• Идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной сфере, и в социальной. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школь¬ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на Концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).
Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
- воспитание нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру;
- формирование соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
- осознание единства с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его матер. и духовных потребностей.
Содержание рабочей программы
IV КЛАСС
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес¬ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла¬нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем¬ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра¬жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес¬кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна¬родное сотрудничество в области охраны окружающей сре¬ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор¬ме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пус¬тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики.
Карта природных зон России. Особенности при¬роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен¬ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, свя¬занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи¬мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе-ления.
Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходи¬мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край — часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по¬верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во¬доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из¬менение водоемов в результате деятельности человека. Ох¬рана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свой¬ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра¬на недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо¬листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со¬обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при¬родных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с при¬родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от¬расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод¬ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло¬гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод¬ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за¬мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на¬уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра¬фические открытия. Новейшее время. Представление о ско¬рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо¬знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло¬вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру¬си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо¬дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов¬город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра¬вы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру¬си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс¬кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но¬вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем¬лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть¬яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо¬дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой¬не. Николай Второй — последний император России. Рево¬люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос¬сии в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия
Мы — граждане России. Конституция России — наш ос¬новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Феде¬ральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро¬пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто¬рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре¬гионах.
Учебно-тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Примерная или авторская программа Рабочая программа
IV КЛАСС 68 68
1 Земля и человечество 10 10
2 Природа России 10 10
3 Родной край — часть большой страны 14 14
4 Страницы всемирной истории. 5 5
5 Страницы истории Отечества 20 20
6 Современная Россия 9 9
Практическая работа: знакомство с картой звездного не¬ба
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра¬фической карте;
Практическая работа: знакомство с историческими картами.
Практическая работа: поиск и показ на физической кар¬те изучаемых географических объектов.
Практическая работа: рассмат¬ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Практическая работа: знакомство с картой края.
Практическая работа: рассмат¬ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Экскурсия - знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Экскурсия знакомство с растениями и животными прес¬ного водоема, их распознавание в природных условиях с по¬мощью атласа-определителя.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.
Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча¬тельностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объ¬екты на исторических картах.
ИТОГО: Экскурсии: 4; практические работы: 17
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео¬графическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверх¬ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время,
Новейшее время;
важнейшие события и великих людей истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
Распознавать природные объекты; различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да¬вать оценку деятельности людей с
точки зрения ее экологи¬ческой допустимости; определять возможные причины отри¬цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва¬рианты личного участия в сохранении природного окруже¬ния;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес¬кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со¬общения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание
иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет математика
Класс 4
Учитель Тупицина В.В.
Количество часов всего: 68 , в неделю 2
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
Планирование составлено на основе ___________________________________
(указать документ)
1. Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»: учебник для 4 класса: в 2 частях. М.: Просвещение 2005
2. А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь для 4 класса в двух частях.
3. О. В. Казакова, Н.А. Сбоева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс».
4. Интернет ресурсы
5. Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас» 4 класс. – М.: Просвещение 2004.
Окружающий мир
(1 полугодие)
№
урока Программный материал Всего часов Дата проведения Наглядные пособия и ТСО
по плану факти-ческий
Земля и человечество (9 часов)
1 Мир глазами человека 1
2 Планеты солнечной системы 1
3 Звездное небо – Великая книга природы 1
4 Мир глазами географа 1
5 Пояса земли 1
6 Мир глазами историка 1
7 Когда и где? 1
8 Прошлое и настоящее глазами эколога 1
9 Сокровища Земли под охраной человечества 1
Природа России (10 часов)
10 Равнины и горы России 1
11 Моря, озера и реки России 1
12 Зона арктических пустынь 1
13 Тундра 1
14 Леса России 1
15 Лес и человек 1
16 Зона степей 1
17 Пустыни 1
18 У черного моря 1
19 Экологическое равновесие 1
Родной край – часть большой страны(12 часов)
20 Наш край 1
21 Поверхность нашего края 1
22 Водоемы нашего края 1
23 Наши подземные богатства 1
24 Земля – кормилица 1
25 Жизнь леса 1
26 Жизнь луга 1
27 Жизнь пресного водоема 1
28-29 Растениеводство в нашем крае 2
30 Незаметные защитники урожая 1
31-32 Животноводство в нашем крае 2
2 полугодие 36 часов
№
урока Программный материал Всего часов Дата проведения Наглядные пособия и ТСО
по плану факти-ческий
Страницы всемирной истории (6 часов)
1 Начало истории человечества 1
2 Мир древности: далекий и близкий 1
3 Средние века: времена рыцарей и замков 1
4 Новые времена: встреча Европы и Америки 1
5 Новейшее время: история продолжается сегодня 1
6 Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» 1
Страницы истории отечества (20 часов)
7 Жизнь древних славян 1
8 Во времена Древней Руси 1
9 Страна городов 1
10 Из книжной сокровищницы Древней Руси 1
11 Трудные времена на Русской земле 1
12 Русь расправляет крылья 1
13 Куликовская битва 1
14 Иван 3 1
15 Мастера печатных дел 1
16 Патриоты России 1
17 Петр Великий 1
18 Михаил Васильевич Ломоносов 1
19 Екатерина Великая 1
20 Отечественная война 1812 года 1
21 Страницы истории 19 века 1
22 Россия вступает в 20 век 1
23 Страницы истории 20-30 годов 1
24 Великая война и Великая Победа 1
25 Страна, открывшая путь в космос 1
26 Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества» 1
Современная Россия (10 часов)
27 Основной закон России и права человека 1
28 Дети имеют право на особую заботу и помощь 1
29 Мы – граждане России 1
30 Славные символы России 1
31 Такие разные праздники 1
32 Путешествие по России 1
33 Путешествие по России 1
34 Обобщающая – игра «Крестики и нолики» 1
35 Тест 1
36 Обобщающий урок – игра КВН 1
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать и понимать:
Название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
Государственную символику России;
Государственные праздники;
Основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
Общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
Правила сохранения и укрепления здоровья;
Основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Уметь:
Определить призраки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
Различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
Различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных(2-3 представителя из изученных) ; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Показать на карте, глобусе материки и океаны, горы, моря, реки; границы России, некоторые города России.
Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обогащения жизненного опыта решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
Ориентирования на местности с помощью компаса;
Определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
Установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
Ухода за растениями (животными);
Выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
Удовлетворение познавательных интересов для, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.