4 класс Изобразительное искусство
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»
Немецкий национальный район
Алтайский край
Рассмотрено Утверждено Утверждаю
на заседании МО на заседании педсовета Директор школы
Председатель МО Председатель педсовета ________________
_______________ ____________________ приказ от ___ 2012г.№___
протокол от ____2012г.№__ протокол от ____2012г.№___
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Ступень обучения: начальное общее образование, 4 класс
Уровень: базовый
Учитель: Тупицина В.В.
Согласовано
Зам дир. по УВР ______________
____________ 2012 года
2012 год
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусство» для 4 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.). Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основные задачи курса:
— организация и систематическое развитие художественно
творческой деятельности школьников;
— овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
— развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
— повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
— воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за сёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 19 часов
2. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 7 часов
3. Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 4 часа.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности
по направлениям по предмету изобразительное искусство
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.
Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих второй класс.
Содержание рабочей программы
В мире изобразительного искусства
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Красота родной природы в творчестве русских художников. Перспектива. Цветовой круг.
Жанры изобразительного искусства. Пейзаж, его виды. И.Остроухов «Золотая осень»
Виды перспективы (Линейная перспектива: линия горизонта, точка схода. Фронтальная линейная перспектива Угловая перспектива). Законы перспективы. Планы.
Светотень. Приемы изображения цилиндра, шара) Натюрморты А. Матисса, К.Коровина
Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Натюрморт в произведениях П. Пикассо.
Пропорции фигуры человека. Скульптура и скульпторы. Портреты и памятники (Н. Никитин, Б. Растрелли, Э. Фальконе) Рисунки А. Дейнеки
Изображение человека. Наброски и зарисовки фигуры человека (А. Матисс, В. Серов)
Скульптура и скульпторы. Монументальное искусство. (Мозаика. Скульптора. Летний сад)
Композиция. Сочетание оттенков цвета, колорит в произведениях И.Остроухова, И.Левитана.
Графика. Выразительные возможности графических материалов
Композиционные закономерности. Трансформация листа бумаги
И.Левитан «Осень во дворе»Комбинированные формы предметов, передача перспективного сокращения объёма.
В. Перов, П. Федотов. Портреты писателей. Натура, развитие зрительных впечатлений и представлений.
Гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты. Художники - анималисты (Е. Лансере, Н. Сверчков П. Соколов)
Изображение растительности в древнерусской живописи. Цветовая и пространственная композиция в произведениях народного искусства.
Архитектура. Фрагменты украшения фасадов зданий, предметов быта, лепнина.
Мы любим смотреть картины и рисовать
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
«В мастерской художника» Архип Куинджи - мастер изображения света и цвета в живописи. Взаимосвязь литературы, музыки, театра и изобразительного искусства. Теневой театр.
Жанры ИЗО. Городской и индустриальный пейзажи. Явления действительности в рисунках.
Средства художественной выразительности. Линейная и воздушная перспектива.
Народная художественная резьба по дереву. Украшение предметов быта.
Орнаменты народов России и мира. Художественные росписи Русского Севера. Основные элементы.
Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
Куб и круг в перспективе. Композиция. Светотень.
Зависимость цвета от расположения предмета в пространстве.
Особенности конструкции, формы, пространственного положения предмета.
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Русские богатыри в произведениях художников
Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. Репродукции картин А. М. Васнецова «Московский Кремль»
Бытовой жанр. Жизнь деревни в картинах Аркадия Пластова
Палех. Традиции Палеха. Палатное письмо. Иконопись.
Красота родной природы в творчестве К.Коровина
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек). Павловопосадский платок.
Дизайн, как разновидность художественного творчества в нашей жизни.
Эмблема, символ, декоративный элемент.
Виды изобразительного искусства. Викторина (или экскурсия в художественный музей)
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремёсел России;
- ведущие художественные музеи России;
Уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыке;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Календарно - тематическое планирование уроков
Предмет изобразительное искусство
Класс 4
Учитель Тупицина В.В.
Количество часов всего: 34 , в неделю 1
Плановых контрольных работ ____, зачетов _____, тестов ____, л.р. ____ и др.
Планирование составлено на основе ___________________________________
(указать документ)
Учебник и рабочая тетрадь по курсу Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 кл. Дрофа, 2006 г.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Учебно-тематический план
№
урока Программный материал Всего часов Дата проведения Наглядные
пособия и ТСО
по плану факти-ческий
1. Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Красота родной природы в творчестве русских художников. Перспектива. Цветовой круг. 1
2. Жанры изобразительного искусства. Пейзаж, его виды. И.Остроухов «Золотая осень» 1
3. Виды перспективы (Линейная перспектива: линия горизонта, точка схода. Фронтальная линейная перспектива Угловая перспектива). Законы перспективы. Планы. 1
4. Светотень. Приемы изображения цилиндра, шара) Натюрморты А. Матисса, К.Коровина 1
5. Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Натюрморт в произведениях П. Пикассо. 1
6. Пропорции фигуры человека. Скульптура и скульпторы. Портреты и памятники (Н. Никитин, Б. Растрелли, Э. Фальконе) Рисунки А. Дейнеки 1
7. Изображение человека. Наброски и зарисовки фигуры человека (А. Матисс, В. Серов) 1
8. Скульптура и скульпторы. Монументальное искусство. (Мозаика. Скульптора. Летний сад) 1
9. Композиция. Сочетание оттенков цвета, колорит в произведениях И.Остроухова, И.Левитана. 1
10. Графика. Выразительные возможности графических материалов 1
11. Композиционные закономерности. Трансформация листа бумаги
И.Левитан «Осень во дворе» 1
12. Комбинированные формы предметов, передача перспективного сокращения объёма. 1
13. В. Перов, П. Федотов. Портреты писателей. Натура, развитие зрительных впечатлений и представлений. 1
14. Гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты. Художники - анималисты (Е. Лансере, Н. Сверчков П. Соколов) 1
15. Изображение растительности в древнерусской живописи. Цветовая и пространственная композиция в произведениях народного искусства. 1
16. Архитектура. Фрагменты украшения фасадов зданий, предметов быта, лепнина. 1
17. Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
«В мастерской художника» Архип Куинджи - мастер изображения света и цвета в живописи. 1
18. Взаимосвязь литературы, музыки, театра и изобразительного искусства. Теневой театр. 1
19. Жанры ИЗО. Городской и индустриальный пейзажи. Явления действительности в рисунках. 1
20. Средства художественной выразительности. Линейная и воздушная перспектива. 1
21. Народная художественная резьба по дереву. Украшение предметов быта. 1
22. Орнаменты народов России и мира. Художественные росписи Русского Севера. Основные элементы. 1
23. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве. 1
24. Куб и круг в перспективе. Композиция. Светотень. 1
25. Зависимость цвета от расположения предмета в пространстве. 1
26. Особенности конструкции, формы, пространственного положения предмета. 1
27. Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Русские богатыри в произведениях художников 1
28. Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. Репродукции картин А. М. Васнецова «Московский Кремль» 1
29. Бытовой жанр. Жизнь деревни в картинах Аркадия Пластова 1
30. Палех. Традиции Палеха. Палатное письмо. Иконопись. 1
31. Красота родной природы в творчестве К.Коровина 1
32. Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек). Павловопосадский платок. 1
33. Дизайн, как разновидность художественного творчества в нашей жизни. 1
34. Эмблема, символ, декоративный элемент. 1
35. Виды изобразительного искусства. Викторина (или экскурсия в художественный музей) 1