Deprecated: Non-static method JSite::getMenu() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/degschool/degschool.ru/docs/templates/schoolv5/classes/ArtxContentSingleArticle.php on line 41

Deprecated: Non-static method JApplication::getMenu() should not be called statically, assuming $this from incompatible context in /home/degschool/degschool.ru/docs/includes/application.php on line 536

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/degschool/degschool.ru/docs/templates/schoolv5/functions.php on line 616

Протокол
заседания педагогического совета
от 11.04.2013 года. № 2

Председатель Е.М. Бардаева, директор
Секретарь Н.А. Егораева, учитель русского языка

Всего в коллективе - ___21__ человека
Присутствовало – __21___ человек

Повестка дня: «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения».

1. Особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе (Презентация)
2. Сущностные характеристики нового качества образования (выступление зам. директора по УВР Карпенко Е.А.)
-Перспективная начальная школа. (Сумцова Н.Ю.)
-Обучение основам проектной деятельности учащихся школы. (Чистякова Л.И.)
-Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы. (Егораева Н.А.).
Взгляд всех участников образовательного процесса (педаго¬гов, администрации, учащихся, родителей) на цели - результат со¬временного образования и пути достижения этого результата в со¬временных условиях.

Цель: ориентация школы на новую образовательную модель.
Задачи:
1. Выявить сущностные характеристики нового качества обра¬зования и особенности его достижения в условиях школы.
2. Выявить уровень готовности всех субъектов образовательно¬го процесса к достижению нового качества образования.
3. Наметить пути достижения нового качества образования в соответствии с особенностями и традициями учебно-воспитатель¬ного процесса в школе.
Форма проведения - «круглый стол» (участники представляют различные точки зрения по определенной проблеме для выявления истины. Предполагается, что каждый выскажет свое мнение по вопросу, озна¬комится с мнением коллег).
По составу участников: постоянный (в нем участвует весь педагогический коллектив).
По месту и роли в учебно-воспитательном процессе: стратегический (педагогический коллектив проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы). Результат работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Подготовительный этап:
1. Заместитель директора посещает уроки (цель: оценка качества образовательного процесса на учебном занятии, изучение опыта с целью последующего обобщения), составляют справки для подготовки к педсовету.
2. Руководители МО готовят материалы для педсовета.
3. В рамках подготовки к педсовету проводится анкетирование:
-обучюащихся 9 класса;
-родителей обучающихся 8 и 9 класса;
учащиеся начальных классов написали сочинение «О какой школе я мечтаю?»
4. Все участники образовательного процесса отвечают на вопрос: «Что Вы понимаете под качеством образования сегодня?».
5. На заседаниях МО проводятся обсуждения анкет.

Ход педсовета
Демонстрируется презентация, в которой отражены особенности и традиции учебно-воспитательного процесса в школе (в основу положены материалы справок по итогам посещенных уроков). Отмечается, что в основном уроки педагогов школы отвечают современным требованиям. Однако есть типичные недостатки, как то: «ЗУНовская» ориентация в преподавании, репродуктивный стиль подачи учебного материала, отсутствие совместной дея¬тельности педагога и учащихся по определению цели и задач уро¬ка, однообразные формы домашних заданий, отсутствие наглядно¬сти на уроках.

Слушали:
Бардаеву Е.М.- директора школы.
Каждому педагогу хочется работать качественно, каждый родитель мечтает о качественном образова¬нии для своего ребёнка. А что такое «качество образования» сего-дня? В книге «Управление качеством образования под редакцией М. М. Поташника (М: Педагогическое общество России, 2000) ка¬чество образования понимается как «важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление дея¬тельности внутришкольного управления; совокупность существен¬ных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчи¬ков на образование». По мнению М. М. Поташника, «качество об¬разования — соотношение цели и результата, меры достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика». Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями. Главная задача коллектива учителей МБОУ «Дегтярская СОШ» на сегодняшний день – повысить качество образования в нашей школе.
Слушали:
Карпенко Е.А. - заместителя директора по УВР.
Сущност¬ные характеристики нового качества образования (по материа¬лам книги Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко «Управление образова¬тельным процессом в адаптивной школе».
Образование во всем мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности. Что следует понимать под образованием?
Традиционно образование рассматривается как создание чело¬века по образу и подобию. Оно, исходя из отмеченного, становится способом создания своего образа личности. А это означает то, что невозможно представлять образование только лишь в аспекте воо¬ружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечи¬вающими его адаптацию в современной культуре.
Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека. Образование как единство обучения и воспитания призвано обеспечить построение учеником живого знания, знания личностно значимого. Цель образования, структура, технологии зависят от главных особенностей начавшегося столе¬тия. Каковы же эти особенности XXI века?
Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего раз¬вития - ступени жизни или смерти. В наше время все земные про¬блемы стали глобальными и жизнью человечества больше всего правят глобальные, планетарные противоречия. По данным про¬гнозов в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления - и, прежде всего, всеобъемлющий энергетический кризис, что потребует активного поиска учеными новых источников энер¬гии, а также расширения уже известных месторождений и способов получения энергии. Этот процесс не может не вызвать борьбы за передел мира, с одной стороны, и, с другой - потребует объедине¬ния усилий ученых всего мира для поиска новых источников энер¬гии.
Вторым кризисным явлением, носящим глобальный характер, будет угрожающе быстрое развитие экологического кризиса во всех и особенно индустриально развитых странах, обострение про¬блемы водных ресурсов и особенно питьевой воды.
Третий кризис - глобальное изменение климата, усиление дей¬ствия стрессовых факторов среды на человека и биоресурсы, что потребует больших резервов энергетических и материально-технических ресурсов во всех странах мира на преодоление отри¬цательных последствий этих явлений.
Четвертый кризис связан с увеличением минимум в 2 раза чис¬ленности населения на земном шаре. Это, в свою очередь, приведет к перенаселению ранее освоенных территорий, нехватке продо¬вольствия. Отсюда обоснованным становится стремление к освое¬нию новых территорий и наукоемких технологий производства.
Необходимость преодоления отмеченных кризисов потребует объединения мирового интеллекта в направлении поиска путей смягчения кризисных явлений и успешного выхода из них. В ряде сфер потребуется научный прорыв, например освоение Космоса с целью использования космических технологий в земных условиях, развитие искусственного интеллекта и его использование в произ¬водстве и жизнеобеспечении людей.
Один из сложнейших факторов положения человека в сего¬дняшней цивилизации – взрыв потребления (и это несмотря на сложные экономические проблемы в России). С одной стороны – это очень благотворный для человека момент. По иерархии по-требностей (по закону возвышения) та энергия человека, которая шла на бытовые нужды, теперь может переключиться на более глу¬бокие духовные потребности. Но зачастую человек считает, что насыщение базовых нужд - вершина человеческой жизни, тогда эта энергия не переключается на более высокие потребности. Поэтому нынешний культ потребления пищевого, вещевого, зрелищного глубоко эгоизирует мир потребностей. Он превращает человека-созидателя в человека-потребителя.
Это новая глобальная угроза для человечества, и она опасна для молодых поколений, которые растут пленниками потребленческого культа.
Еще одна угроза таится в почти повальной невротизации. Крупная доля наших душевных сил уходит на защитные пережива¬ния, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил. Современный человек де¬лается всё более «Я» - центричным, замкнутым на сe6e.
Угрозу представляет и положение ученика в школе и ребенка в семье - положение одиночки. Успех соседа - не часть моего успе¬ха, моя неудача - не часть его неудачи - на таком отгораживании основано положение ученика в школе. Чтобы быть хорошим уче-ником, совсем не надо быть хорошим человеком. Где искать вы¬ход? Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобаль¬ными. Только поняв и осмыслив, как нынешние локальные про¬блемы завязаны в планетарные узлы, мы сможем развязать их.
Каким образом это можно сделать?
Наверное, только улучшением человеческой природы. Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, нужно изменить общество».
Современное образование в этой связи оказывается самым ак¬тивным участником процесса выхода из планетарных кризисов. В настоящее время мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности увязывается напрямую с кризисом образования, а новая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная. Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для таких организаций мирового сообщества, как международная Комиссия ЮНЕКО по образованию для 21 века, Совет по культурному сотрудничеству «Образование для Европы», Совет Европы, Евросоюза и т.д. Общество будущего часто определяется как «общество человеческих качеств», «общество гуманизма». Анализ проблем образования в мире позволил выделить несколько наиболее общих противоречий. Их разрешение и будет означать формирование новой парадигмы, или философии образования, без которой все усилия реформаторов – лишь бессмысленные попытки подлатать старую модель образования, а не построить новую. Отвечающую современным потребностям общества.
Противоречие между общим и частным.
Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях культуры чреваты потерей индивидуальности как для отдельных людей, так и для национальных культур. Умение устанавливать связь между традициями, адаптировать новое без ущерба для сохранения своей индивидуальности, своих корней, и принципов, без потери своей независимости (равно как и признание соответствующих прав за другими людьми и странами) достигается только при соответствующем уровне образования.
Противоречие между ростом информации и способностью человека усвоить ее.
Темпы развития информационных технологий, объем новой информации, буквально обрушивающийся на современного человека, настолько велики, темп жизни настолько ускоряется с каждым годом, что охватить и усвоить все новое, что открывается в различных областях человеческих знаний, становится просто невозможно, если мы при этом хотим сохранить умственное и нравственное здоровье. Практика свидетельствует: перегруженность учебных программ, включение в них все новых и новых предметов приводит к тому, что молодые люди не в состоянии без ущерба для физического и психического здоровья усвоить их на требуемом уровне. В связи с этим возникает острая необходимость определить приоритеты в базовом и профессиональном образовании, разработать новые стратегии образования человека на протяжении всей жизни. Последнее предполагает создание многоуровневых программ по принципу преемственности, а не дидактической тавтологии.
Противоречие между рыночной экономикой и социально ориентированным рыночным обществом. В подавляющем большинстве стран рынок и его законы все более доминируют в жизни общества. Забота о благе каждого человека, его потребностях и раскрытии его потенциальных возможностей уходят на второй план, оказываются подчиненными интересам отрасли, предприятия и т.д. Зачастую реформы проводятся революционными методами. Трудно не согласиться с выводами О.Н.Смолина о том, что революция как отрицание представляет феномен маятника, и чем сильнее он через некоторое время уйдет вправо. Те страны, где размах колебаний меньше, быстрее движутся по пути прогресса.
Очевидно, что когда встает вопрос о реформировании какой-либо отрасли, необходимо заранее. До начала реформы, иметь ответы на вопросы о том, что нас не устраивает в существующей системе, почему мы хотим ее изменить; что конкретно мы хотим получить в результате реформирования; как мы сможем измерить эти результаты; как мы будем осуществлять реформу и каковы сроки и задачи каждого из ее этапов; имеем ли достаточно средств, то есть материальных и людских ресурсов для осуществления планируемых перемен.
Отсюда главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностей), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации.
Для выполнения этой грандиозной задачи воспитание доля быть нацелено на самовоспитание высокой гражданской позиции, высоких нравственных качеств, на содействие формированию у людей устойчивого естественнонаучного взгляда на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве.
Каковы же цели современного образования?
Выпускники школ, средних профессиональных учебных заведений и вузов хорошо информированы в области специальными знаний, владеют более или менее хорошо специальными умения навыками. Но чаще всего большинство из них не владеют самыми главным умением - умением жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. Промышленники Европы, одни из потенциальных заказчиков системы общего среднего, так и высшего профессионального образования, в одном из заключительных документов своего «круглого стола» записали: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия.
Что же происходит? Почему, проведя 9-11 лет в школе, выпускник не овладевает самым главным умением? Чтобы понять это и самое главное, осмыслить, каким образом помочь ребенку овладеть этим умением, необходимо определить, что нужно молодому человеку в современном мире.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявите таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Наиболее перспективной в развитии образования являете концепция образования на протяжении всей жизни человека. Сущностными характеристиками этой концепции являются:
• гибкость;
• разнообразие;
• доступность во времени и пространстве.
Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно преврати процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков а также способности выносить суждения и предпринимай, различные действия.
Глобальные проблемы человечества могут быть решены высо¬ко нравственными профессионалами.
К реализации концепции образования на протяжении всей жиз¬ни школа должна готовить учащихся уже сейчас. С этой целью не¬обходимо развивать образовательный процесс, опираясь на сле¬дующие основания:
• научиться познавать;
• научиться делать;
• научиться жить вместе;
• научиться жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и являются целями современно¬го образования: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
Раскроем компоненты этих целей образования.
-Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
Задача научиться познавать давно стала составной в системе
задач образовательных учреждений. Необходимо создавать усло¬вия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельно¬сти и овладению исследовательскими умениями.
Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя:
• интеллектуальную культуру;
• культуру самоорганизации;
• информационную культуру;
• исследовательскую культуру.
Отметим, что сформированность интеллектуальной, информа¬ционной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволят школьнику учиться всю жизнь. Тем самым тезис «образование в течение жизни» становится реальностью.
- Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой основой развития образования является решение задачи
научиться работать, что связано с необходимостью совершенство¬вания в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).
Прежде всего, следует научиться использовать знания на прак¬тике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления. В отличие от аналитического, системное мышление - это синтезирующее мышление.
Субъект с системным мышлением убежден, что правильно поставить и решить ее, можно только выйдя за границы той сис¬темы, по отношению к которой эта проблема изначально выяв¬лена (В. С. Лазарев).
Но этого тоже недостаточно. Чтобы жить, развиваться и быть удовлетворенным от своей основной деятельности, нужно стать профессионалом в избранной области. В условиях жесткой конку¬ренции рынка свое место может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:
• формировать у себя потребность к постоянному познанию;
• уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;
• иметь широкую компетентность, связанную с умением ре¬шать проблемы;
• уметь работать в разных социальных и производственных условиях.
Особо следует отметить необходимость воспитания такого ка¬чества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельно¬стью.
Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит не¬обходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требу¬ются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение орга¬низовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен себя реализовать в любимом деле.
Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, спо¬собный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к приня¬тию другого и оказанию ему помощи.
- Помочь учащимся научиться жить вместе - ещё одна цель со¬временного образования.
Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является разбудить и поддер¬живать у детей чувство понимания взаимозависимости в мире, раз¬вивать у них коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.
Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это, на наш взгляд позволяет принять другого. Как часто в повсе¬дневной жизни мы слышим, что самым важным во взаимодейст¬вии людей является понимание друг друга. Но это понимание ни¬когда не состоится, если мы не принимаем этого другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно же, сможем понять его.
- Четвертая важнейшая основа развития образовательного про¬цесса состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая расцвет собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, духовных по¬требностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических возможностей.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в само¬познании, ибо только таким путем ученик может построить траек¬торию своего развития.
Естественно, что выделенные цели образования требуют опре¬деления основного пути развития массовой школы и всей системы образования.
Процитируем слова И. С. Якиманской, которые, на наш взгляд, очень четко и конкретно определяют назначение массовой россий¬ской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индиви¬дуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образователь¬ной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способ¬ствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».
Основой современных образователь¬ных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализи¬ровать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно со¬трудничать с другими людьми);
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструиро¬вать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечи¬вая успешность и конкурентоспособность).
Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему обра¬зованию и обновления структуры стандарта обра¬зования.
Новая структура стандарта призвана обеспе¬чить наряду с внедрением компетентностного подхо¬да расширение спектра индивидуальных образова¬тельных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.
Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их пре¬доставления и результатам освоения для обеспе¬чения перехода на новый стандарт предусматри¬ваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновле¬ние содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровож¬дения перехода на новый стандарт образования.
Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информати¬зации и развития информационно-коммуникаци¬онных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007 го¬ду завершено подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Поэтому актуали-зируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охваты¬вающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернет и предоста¬вить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий.
Стратегическая цель государственной поли¬тики в области образования — повышение доступ¬ности качественного образования, соответствую¬щего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Первая — модернизация институтов обра¬зования как инструментов социального развития, включая:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независи¬мо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечи¬вающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мо¬бильности обучающихся.
Вторая — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:
создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность инфор¬мации;
создание условий для привлечения иностран¬ных студентов в российские образовательные уч¬реждения;
создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений уча¬щихся как основы перехода к следующему уровню образования;
создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Третья — обеспечение инновационного ха¬рактера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая:
обновление содержания и технологий обра¬зования, обеспечивающее баланс фундаменталь¬ности и компетентностного подхода;
развитие вариативности образовательных программ;
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инноваци¬онного развития;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Четвертая — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и перепод¬готовки профессиональных кадров, включая:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
В 2010—2020 гг. в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изме¬нения. Существенное повышение конкурентоспо¬собности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образо¬вания новых высококвалифицированных и профес¬сиональных работников. В то же время повышение заработной платы за счет селективных инструмен-тов и нарастающее давление на неквалифицирован¬ных и непрофессиональных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению кадрового корпуса.
Данные механизмы кадрового обновления предстоит увязать с общими тенденциями модер¬низации пенсионной системы.
важной частью новой моде¬ли образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрас¬тных ступенях. К 2015 году будет завершен экс¬перимент, в ходе которого апробированы конкрет¬ные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. К 2020 году этот переход может быть осуществлен и в масштабах всей страны.
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ори-ентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход при¬нято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, на¬против, — о подлинной фундаментализации школь¬ного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора зна¬ний из разных областей, а на овладение фундамен-тальными умениями коммуникации, анализа, по¬нимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элемента¬ми освоения технологий. Именно в них могут ак¬тивно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятель¬ность. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием эле¬ментов компетентностного подхода.
К 2010 году завершен организацион¬ный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение строится не как жесткий набор специализаций, а как воз¬можность построения школьником индивидуаль¬ных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием инфор-мационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
Профильное обучение также сделает воз¬можной разгрузку детей в том числе на подрост¬ковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообра¬зования и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ре¬бенка и расширится пространство его инициативного действия.
С 2012 года в практику вошла оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе, а к 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников. Помимо Единого государственного экзамена получат развитие и другие институты оценки резуль¬татов общего образования школьников
Для обеспечения нового качества образования необходимо будет не только повысить зарплату педагогов, но и изменить системы их подготовки и переподготовки.
В нашей школе тоже происходят изменения, направленные на вооружение учащихся навыками и умениями, необходимыми для жизни в XXI веке. О наиболее значимых расскажут учителя нашей школы.
Слово предоставляется руководителю МО начальных классов Сумцовой Н.Ю. Тема ее выступления «Перспективная начальная школа».
О приобщении учащихся к навыкам научно-исследовательской деятельности расскажет руководитель МО естественнонаучного цикла Мирошниченко М.А.
Руководитель МО гуманитарного цикла Чистякова Л.И. поделится опытом применения проектных технологий на уроках истории и обществознания.
(Выступления учителей сопровождаются показами слайдов).
Слушали:
Бардаеву Е.М. - директора школы.
Она предложила всем участникам педсовета выразить свой взгляд на цели и результат современного образования. Каждая из групп готовит заранее выступление в свободной форме по вопросам:
1. Определите цели, которые стоят перед школой?
2. Что вы подразумеваете под результатом образования?
3. Каковы пути и условия достижения этих результатов?
4. С какими проблемами вы можете столкнуться, стремясь дос¬тичь желаемый результат?
1 группа («обучающиеся») - по теме «Школа, в которой мы хотим учиться»;
2 группа («родители») - по теме «Школа, в которой мы хотим обучать своих детей»;
3 группа («педагоги») - по теме «Школа, в которой мы хотим ра¬ботать»;
4 группа («администрация») - «Школа, которой мы хотим управ¬лять».)

Карпенко Е.А., заместитель директора по УВР, зачитывает результаты анкетирования.
1. Наша задача сегодня - выявить сущностную характеристику нового качества образования.
Если раньше родители ждали от школы, прежде всего, знаний, а учитель был непререкаемым авторитетом, то сегодня мы, родите¬ли, смотрим на школу несколько иначе. Родители хотят, чтобы школа стала вторым домом для наших детей, поэтому фундаментом основания этого дома должны быть:
• Любовь и уважение к нашим детям.
• Открытость в общении с нами и нашими детьми.
• Высокий профессионализм учителя.
• Хотелось бы видеть учителя нравственным человеком, пото¬му что мы на него хотим равняться: он воспитывает не только ре¬бенка, но порой и нас, родителей.
2. Какова же цель образования?
Назначение образования сегодня родители видят:
• в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им по¬ступление в вуз или дадут возможность реализовать себя, в том числе и в рабочей специальности;
• в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной куль¬туры (не в каждой семье учат ребенка строить отношения в коллек¬тиве).
3. Каковы пути достижения поставленных целей?
Необходимо:
• а) заинтересовать ребенка через кружки, классные часы, совме¬стные поездки с родителями в театр, на природу, через организа¬цию интересных встреч;
• б) расширить сферы общения, например, организовать в холле почтовый ящик, куда можно будет класть письма от учеников, учи¬телей, родителей;
• в) создать условия, при которых ученик может выбрать себе учителя, у которого бы хотел обучаться;
• г) нормировать домашнее задание, продумывать расписание так, чтобы портфель весил не больше самого ребенка.
4. Возможные проблемы при достижении нового качества обра¬зования.
• Могут возникнуть конфликты между учителем и учениками, а также между самими учителями.
• Неспособность школы удовлетворить запросы всех учащих¬ся в выборе конкретного учителя.
• Может снизиться общий уровень знаний учащихся при вы¬боре профиля обучения.
• Низкая техническая оснащенность уроков.
• В некоторых случаях недостаточный профессионализм учи¬теля.

Таким образом, «фундаментом» основания школы, по мнению родителей, должны стать:
• любовь и уважение к детям;
• высокий профессионализм нравственного учителя; «Стенами» этого дома (пути достижения целей образования) должны быть:
• совместная заинтересованная деятельность участников обра¬зовательного процесса;
• создание условий для реализации учащегося в зоне его бли¬жайшего развития.
«Крышей» дома являются цели образования:
• передача знаний, для того чтобы можно было поступить в ВУЗ;
• формирование и развитие коммуникативных способностей выпускника сегодняшней школы;
По мнению обучающихся «формула выпускника» - гармо¬ничного, коммуникабельного, адаптированного к окружающему миру, интеллектуального, разносторонне развитого, здорового, фи¬зически выносливого выпускника.
Учителями начальной школы создаются пространства, постоян¬но доступные детям и различающиеся по своей функции и атмо¬сфере: предназначенные для общения и для уединения; предназна¬ченные для подвижных занятий и для спокойной работы и обще¬ния; предназначенные для пробы своих возможностей и для демон¬страции своих достижений.
Учителями начата работа по реализации нового отношения к участию ученика в образовательном процессе, проходящая под де¬визом: «Мы учимся всё делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение».
Учителя 5-9 классов рассказывают о проектной деятельности учащихся. Преподаватели высказывают мнение о том, что необходимо повышать коммуника¬тивные компетенции и речевую культуру ученика школы. Для реализации данной цели в нашей школе уже введен спецкурс «Знай, люби русский язык», «Это непростое простое предложение», «Проектная деятельность», «Дополнительные вопросы математики».
Администрация рассказывает о приоритетах образования в школе.
Приоритеты:
• развитие предпрофильного обучения, дальнейшая дифференциа¬ция образовательных программ, форм и методов обучения;
• дальнейшее развитие личностно-ориентированного обучения;
• создание условий для развития навыков самообразования;
• создание механизма: школа - открытая система - социум - государство.

Е.М.Бардаева, директор школы, предложила проект решения педсовета: Заслушав всех участников образовательного процесса, проана¬лизировав достижения, запросы и проблемы, о которых говорили участники педсовета, определить формирование нового качества образования как стратегическую цель школы, выделив социально – значимую проектную деятельность обучающихся.
На основании запросов и представлений всех участников обра¬зовательного процесса новое качество образования рассматривать как совокупность следующих показателей:
• степень развитости личности;
• уровень воспитанности личности;
• качество обученности школьников;
• отрицательные эффекты и последствия образования.

Постановили:

1. С целью эффективного управления качеством образования создать новую модель управления школой, чётко обозначив функ¬циональные обязанности вновь организуемых структурных компо¬нентов системы управления.
Для этого:
-обеспечить стратегию проектной деятельности, начиная с разра¬ботки основ её замысла и кончая контрольно-оценочной, монито¬ринговой деятельностью методическому объединению школы (Карпенко Е.А.);
-обеспечить педагогов методическими сред¬ствами и вовлекать их в ОЭР, исследовательскую деятельность (руководители МО);
-активизировать работу по выполнению программы «Культура здоровья» для создания условий сохранения здоровья детей, проведения мониторинга здоровья, отслеживания отрицательных эффектов об¬разовательного пространства (Сусоева Г.В., заместитель директора по ВР, Гербер С.И. - учитель физ¬культуры, учителя-предметники);
-разработать систему мониторинга с целью непрерывного наблюдения за ходом учебно-воспитательного процесса (отв. заместители директора по УВР, ВР);
2. Сформировать пакет методик, позволяющих отслеживать уровень достижения параметров, входящих в понятие «новое каче¬ство образования». Фиксировать результаты в «Сводную ведомость индивидуальных достижений учащихся школы» (Отв. зам. директора по УВР ) и «Лист достижений учащихся класса» (Отв. кл. руководители)
3. Изучить существующие системы оценивания, создать усло¬вия для перехода на новые, эффективные формы контроля и оцени¬вания уровня знаний учащихся (рук. МО, зам. директора по УВР).
4. Обобщить и рекомендовать к изучению опыт педагогов школы Сумцовой Н.Ю., Чистяковой Л.И., Мирошниченко М.А. (зам.директора по УВР Карпенко Е.А., рук. МО).
5. Создать творческую группу учителей для формирования и внедрения опыта работы по современным технологиям обучения (зам. директора по УВР).
6. Усовершенствовать программу «Одаренные дети» как основу системы под¬держки способных детей.

Голосовали «за» - 21 человек
«против» - нет

Председатель педагогического совета _________ Е.М.Бардаева
Секретарь __________ Н.А.Егораева
Оценка качества образовательного процесса на учебном занятии
Характеристика качества образовательного процесса
на учебном занятии Показатели
1 Цели учебного занятия определены совместно с учащимися
2 Организованы действия всех учащихся по принятию целей учебного занятия
3 Соответствие содержания учебного материала образовательным целям учебного занятия
4 Методы и педагогические техники обеспечили: - мотивацию деятельности учащихся; - сотрудничество учителя и учащихся; - систематическую положительную и отрицатель¬ную обратную связь
5 Формы учебно-познавательной деятельности уча¬щихся обеспечили: - сотрудничество учащихся; - включение каждого ученика в активную деятель¬ность по достижению образовательных целей
6 Соответствие методов обучения и педагогических техник: - содержанию учебного материала; - образовательным целям учебного занятия
7 Формы организации учебно-познавательной дея¬тельности отобраны в соответствии: - с методами обучения; - с содержанием учебного материала; - с образовательными целями учебного занятия
8 Уровень достижения: - образовательных целей учебного занятия; - целей, ориентированных на раскрытие потенциала
ученика, его реализацию и развитие

Оценка производится следующим образом:
• Реализовано полностью - 2 балла;
• Реализовано частично- 1 балл;
• Не реализовано - 0 баллов.

Далее осуществляется вычисление коэффициента качества об¬разовательного процесса на учебном занятии. Например, качество К = 17/30, 17 - сумма баллов, выставленных экспертом; 30 - мак¬симально возможная сумма баллов.
Если К = 0,85 и отсутствует оценка - 0 баллов, то учебное заня¬тие считается отличным; если К от 0,65 до 0,84 - учебное занятие хорошее, если К от 0,45 до 0,64 - учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.

Уважаемые коллеги!
Просим Вас принять участие в подготовке педагогического со¬вета «Новое качество образования: запросы, оценки, пути достиже¬ния», ответив на следующие вопросы.
1. Что Вы понимаете под результатом образования в своей ра¬боте?
2. Что Вы понимаете под качеством образования в своей работе?
3. В какой образовательной парадигме Вы осуществляете свою педагогическую деятельность и почему?
4. Что Вы понимаете под «новым качеством образования»?
5. Каковы, по Вашему мнению, основные критерии нового ка¬чества образования?
6. Считаете ли Вы реальным достижение нового качества обра¬зования?
Спасибо за сотрудничество!

Уважаемые родители!
В школе состоится педсовет на тему «Новое качество образо¬вания: запросы, оценки, пути достижения».
Учителя и администрация школы целенаправленно работают над повышением своего профессионального мастерства, видят свою задачу в создании условий для полноценного, разносторонне¬го развития Вашего ребёнка.
Наш совместный путь по дороге знаний не всегда бывает лег¬ким и приятным. Мы знаем, что для достижения нового качества образования нам всем предстоит решить много проблем. Какие-то из них уже обозначены, осознаны нами, но что-то осталось незаме-ченным.
Мы будем рады, если вы расскажете о своих проблемах и отве¬тите на следующие вопросы:
1) Какие цели, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед школой?
2) Чего Вы конкретно ждете от школы, на какой конечный ре¬зультат пребывания Вашего ребёнка в нашей школе надеетесь?
3) Что нужно сделать или изменить в школе, чтобы достижение этого результата стало реальным?
4) На решение каких проблем нужно обратить внимание в пер¬вую очередь?
Свои замечания Вы можете изложить на бумаге или высказать в устной форме председателю попечительского совета или предсе¬дателю родительского комитета класса, которые обобщат все ваши пожелания и выступят с предложениями на педсовете.
Оргкомитет педсовета

Уважаемые старшеклассники!
Просим Вас принять участие в подготовке педагогического со¬вета «Новое качество образования: запросы, пути достижения», ответив на следующие вопросы:
1. Как Вы представляете результаты своего образования в школе?
2. Какое качество образования Вы хотели бы получить в школе?
3. Какое качество образования, полученное в школе, будет дос¬таточным для получения Вами профессионального образования?
4. Чему обязательно, по Вашему мнению, должны учить в рос¬сийских школах?
5. Соответствуют ли Ваши представления о качестве образова¬ния тому образованию, которое Вы получаете в школе?
Спасибо за сотрудничество